Парламентский комитет ВР вызывает руководство «Укрзализныци», Наблюдательный совет и чиновников на отчет. Не исключают создание ВСК
7 ноября 15:08
ЭКСКЛЮЗИВ
Комитет Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры принял решение пригласить на заседание руководство «Укрзализныци», членов Наблюдательного совета компании и представителей правительства для отчета о финансовом состоянии предприятия. Об этом сообщил народный депутат Николай Величкович, член комитета, в комментарии komersant.
По его словам, такая инициатива связана со значительным ухудшением финансовых результатов «Укрзализныци» и неоднозначными заявлениями представителей Наблюдательного совета, в частности его заместителя Сергея Лещенко, который во время выступления в парламенте признал критическое состояние государственного стратегического предприятия.
«Комитет принял решение пригласить руководство правления УЗ, членов Наблюдательного совета и представителей министерства, которое формирует политику в сфере транспорта», — отметил Величкович.
Депутат также не исключил, что по результатам заслушивания может быть инициировано создание временной следственной комиссии (ВСК) парламента для расследования причин доведения компании до убыточности.
«Сначала надо заслушать ответственных лиц, и тогда принимать решение. Возможно, даже не ВСК, а правоохранительные органы должны уже дать оценку», — уточнил он.
Величкович напомнил, что по итогам 2018 года «Укрзалізниця» была прибыльной — с результатом около 200 млн грн, тогда как в 2024 году предприятие зафиксировало более 16 млрд грн убытков.
«Да, есть объективные причины, связанные с войной, но в основном это следствие непрофессиональных действий руководства и Наблюдательного совета», — подчеркнул депутат.
Финансовый вакуум и управленческий паралич
Народный депутат Оксана Савчук отмечала, что проблема начинается с элементарного — отсутствия финансового плана.
«Нужно принять финансовый план УЗ на 2025 и 2026 годы. Потому что отсутствие финансового плана порождает неэффективность среднего звена менеджеров, которые не могут вовремя провести первые работы или закупки», — указывала политик.
Кроме того, по ее словам, компания фактически осталась без стабильного управленческого ядра.
Президент объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков оценивает эффективность работы УЗ еще жестче:
«Сколько мы знаем «Укрзализныцю» — это такая легендарная коррупционная компания, в которой сгорает очень много денег. В этом году ожидается, что от пассажирских перевозок «Укрзализныця» получит где-то 7 миллиардов гривен, а потратит более 30 миллиардов. Это не бизнес», — отметил он.
Ситуация критическая
«Если государство не вмешается, мы можем потерять не только большую часть бизнеса, который пользуется УЗ, но и саму «Укрзализныцю» также», — предупреждает Каленков.
Он прямо указывает, что главный акционер компании — государство в лице Кабинета Министров, который принимает кадровые и финансовые решения и утверждает финансовый план.
«У него есть все полномочия, чтобы навести порядок», — добавляет эксперт.
О критической ситуации в Раде заявил и Сергей Лещенко (остался заместителем главы Наблюдательного совета УЗ уже на второй срок подряд, — ред.)
«Спасайте железную дорогу — она еще всем нам понадобится. Внутренние резервы для компенсации убытков от пассажирских перевозок исчерпаны: или все вместе начнем действовать, или потеряем компанию», — заявил он.
Кто сегодня руководит «Укрзализныцей»
Председатель правления:
Александр Перцовский
Члены правления:
- Николай Иванинов (финансы)
- Лидия Гриценко (персонал)
- Юзеф Тулей (инфраструктура)
- Евгений Шрамко (ремонты и производство)
- Эльжбета Ева Беньковская (Польша) — бывший министр инфраструктуры Польши и еврокомиссар;
- Гепард Хафер (Германия) — эксперт по логистике, работал в «Deutsche Bahn», избран председателем НС второй раз подряд;
- Максим Мокляк — бывший и.о. руководителя Государственной фискальной службы (2015 г.);
- Анатолий Амелин — предприниматель, соучредитель «Украинского института будущего»;
- Давид Ломджария (Грузия) — председатель Наблюдательного совета «Укроборонпрома»;
- Сергей Лещенко — бывший народный депутат, журналист, заместитель председателя НС;
- Александр Камышин — бывший председатель правления «Укрзализныци», бывший министр стратегических отраслей промышленности, который в целом входит в управленческую вертикаль УЗ более четырех лет.
Напомним, еще в сентябре прошлого года промышленники призвали Правительство провести международный аудит эффективности менеджмента «Укрзализныци», который не меняется уже годами.
Премьер-министр Денис Шмыгаль такого решения тогда не принял.
Будет ли требовать проверок и аудита новый премьер Юлия Свириденко — пока неизвестно.