После санкций США против РФ: три сценария для украинского рынка топлива: три сценария для украинского рынка топлива

24 октября 17:45
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

После того как США ввели санкции, направленные на российский нефтяной рынок, в украинском обществе начали спорить о том, повлияют ли ограничения на цену и наличие топлива в стране.

Дискуссию о рисках для украинского рынка топлива вызвали публикации в СМИ, в которых говорилось следующее: санкции администрации Дональда Трампа против российской нефти могут создать перебои на НПЗ Венгрии и Словакии, откуда часть топлива поставляется в Украину.

Некоторые эксперты объясняли это тем, что российские «Лукойл» и «Роснефть» поставляют сырье для венгерского и словацкого НПЗ. Те в свою очередь обеспечивают горючим Украину. Если у последних появляются проблемы, то конечный потребитель — украинцы — ощутят на себе дефицит из-за снижения производства топлива.

Жизнеспособен ли этот прогноз и какие тенденции будут господствовать в ближайшее время на рынке нефти и бензина в Украине «Коммерсант Украинский» спросил эксперта по энергетике Геннадия Рябцева.

Аналитик утверждает, что на цепочку поставок в Украину возможные санкции США влиять не должны:

Опровергаю. Ни «Роснефть», ни «Лукойл» не поставляют нефть в Венгрию и Словакию, поскольку эти компании находятся под санкциями, введенными Украиной. И поэтому их нефть не может транспортироваться по нашей территории, — пояснил Рябцев.

На уточняющий вопрос, означает ли это, что никакого влияния на поставки топлива в Украину быть не может, Рябцев ответил: «Да, не могут».

Как устроена цепь поставок и где потенциальные точки риска

Для украинского рынка критичны два элемента «логистического пазла».

1. Производство на НПЗ соседних стран. Заявления, о которых «Коммерсант Украинский» писал выше, исходят из сценария, в котором ужесточение санкций против российской нефти приводит к сокращению загрузки венгерских и словацких заводов. Если часть их сырья так или иначе связана с российскими поставщиками, то ограничения на эту нефть теоретически могут «просадить» выпуск готовой продукции и сузить экспортные квоты в Украину.

2. Доступ к альтернативному сырью и перераспределение потоков. Даже при снижении выпуска на отдельных НПЗ рынки обычно реагируют перенастройкой логистики: большим импортом нефтепродуктов с других направлений, замещением на смешанных партиях, спотовыми закупками. Именно на этом компенсаторном эффекте акцентируют в своих публикациях медиа, когда пишут, что «конечный потребитель дискомфорта не почувствует».

Позиция Геннадия Рябцева, напротив, исходит из юридической «развязки» украинских санкций и поставок сырья: если «Роснефть» и «Лукойл» уже ограничены украинским санкционным режимом, то их нефть не должна быть критическим элементом сырьевой корзины НПЗ, ориентированных на украинский рынок.

Таким образом, видим, что сейчас речь идет о двух моделях риска. Первая — технологическая и логистическая. Вторая находится в юридической плоскости.

Что увидит конечный потребитель топлива в Украине

Эксперт в области энергетики Геннадий Рябцев акцентирует на том, что сегодняшняя цена топлива на АЗС завышена, и «удерживается уже несколько месяцев независимо от внешней конъюнктуры».

Ведущие операторы никак не реагируют на изменение внешней конъюнктуры, … поскольку какого-либо контроля со стороны государственных органов на этом рынке нет, — говорит эксперт.

При этом аналитик критикует отсутствие активных расследований со стороны Антимонопольного комитета и проверок соответствия техническому регламенту.

Если переводить это на язык экономики, то настроения и поведение на внутренних сетях топлива в Украине сейчас важнее, чем внешние шоки. Если у операторов сохраняется пространство для ценовой инерции и «прайс-зоны комфортности», то краткосрочные санкционные новости могут не транслироваться на табло, особенно при сохранении конкуренции за трафик и средний чек.

Возможные «топливные» сценарии для Украины: от безболезненного до стрессового

Сейчас эксперты в области экономики говорят о трех прогностических сценариях. Среди них:

1. Базовый сценарий. Поставки со стороны соседних НПЗ остаются стабильными, логистика адаптируется, рынок закрывает потребности без видимых перебоев. Розничные цены меняются в пределах текущего коридора, ключевым фактором остается поведение сетей и валютный курс.

2. Сценарий «узкие горлышки». Если отдельные НПЗ все же снизят выпуск и лимитируют экспортные слоты, Украине придется нарастить долю альтернативных направлений. Это увеличит логистические расходы и может расширить спред между оптовыми закупками и розницей. Впрочем, учитывая комментарий Куюна, удар по потребителю все равно выглядит ограниченным.

3. Стресс-сценарий. Совпадение факторов — санкционное ужесточение, ремонтные «окна» на НПЗ и высокий сезон — может краткосрочно сжать предложение. В таком случае критично быстрое портфельное маневрирование импортом, чтобы не допустить каскадного роста цен.

Читайте также: С нехваткой бензина столкнулись 57 регионов России

Ситуация на рынке топлива: чего ждать бизнесу и регуляторам

Для сетей АЗС и трейдеров главная задача — диверсификация каналов и готовность выкупать дополнительные объемы на споте. Для регуляторов — мониторинг оптовых закупок и розницы на предмет внеэкономической инерции цен. Реплика Рябцева о завышенных ценах и пассивности АМКУ поднимает старый вопрос о прозрачности формирования прайсов и необходимости проактивного комплаенса на рынке.

С точки зрения потребителя инфляционный эффект возможен не из-за дефицита, а из-за ценовой политики операторов. Поэтому корректнее говорить не о «риске пустых колонок», а о риске неполной передачи благоприятной внешней конъюнктуры в розничный прайс, если такая конъюнктура сложится.

В итоге это означает, что в краткосрочной перспективе системного дефицита топлива ожидать не стоит. Действительно значимые риски для кошелька потребителя лежат в плоскости ценовой дисциплины участников рынка и тщательного надзора за их практиками. Если регуляторы усилят мониторинг и проверку соблюдения правил, а операторы и в дальнейшем будут гибко диверсифицировать поставки, потенциальные санкции США против российской нефти останутся для украинской розницы фактором второго порядка, а не источником шока.

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

Топливные санкции США против России: что нужно знать

22 октября Министерство финансов США ввело санкции против крупнейших российских нефтяных компаний и призывает Москву немедленно согласиться на прекращение огня в Украине.

Дополнительные санкции официального Вашингтона усиливают давление на энергетический сектор России и ограничивают способность Кремля получать доходы для финансирования военной машины и поддержки ослабленной экономики.

Учитывая отказ Путина прекратить эту бессмысленную войну, Министерство финансов санкционирует две крупнейшие российские нефтяные компании, питающие военную машину Кремля. Мы готовы ввести дальнейшие меры, если этого потребует поддержка усилий президента Трампа по прекращению войны. Мы призываем наших союзников присоединиться и усилить эти санкции, — заявил министр финансов США Скотт Бессент.


Он уточнил, что новые санкции направлены против двух крупнейших российских нефтяных компаний — ПАО «НК Роснефть» и «Лукойл».

«Роснефть» — вертикально интегрированная компания, занимающаяся добычей, переработкой, транспортировкой и продажей нефти и газа в России и в мире. «Лукойл» в свою очередь осуществляет добычу, переработку, маркетинг и экспорт нефти и газа.


Под ограничения попали не только указанные выше компании, но также дочерние предприятия. Среди них:

  • ООО «Лукойл-Пермь» — геологоразведка и добыча нефти и газа в РФ.
  • ООО «Лукойл-Аик» — добыча нефти и газа.
  • ООО «Лукойл-Калининградморнефть» — разработка месторождений на суше и шельфе.
  • ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» — добыча нефти в Тюменской области РФ.
  • ООО «РИТЭК» — разработка новых технологий добычи.
  • АО «Куйбышевский НПЗ» — нефтеперерабатывающий завод.
  • АО «Сибнефтегаз» — разработка газоконденсатных месторождений.
  • ООО «Башнефть-Добыча» — эксплуатация примерно 200 месторождений нефти.
  • АО «Ванкорнефть» — разработка крупного месторождения нефти и газа в Красноярском крае РФ.

Все активы и интересы в собственности лиц, указанных выше, находящихся в США или под контролем американских лиц, блокируются. Запрещены любые транзакции, включающие эти активы (если не была получена специальная лицензия OFAC). Нарушение санкций могут привести к гражданской или уголовной ответственности.

А финансовые учреждения за рубежом, которые облегчают значительные транзакции в пользу заблокированных лиц, могут попасть под вторичные санкции США.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают