«Счет солидарности»: сколько денег европейские страны потратили на украинских беженцев

12 ноября 21:00

Европейские страны потратили 137,4 млрд евро на поддержку украинских беженцев с начала полномасштабной войны. По данным Ukraine Support Tracker, больше всего помощи предоставила Германия, которая направила 36,5 млрд евро на помощь более 1,2 млн украинцев, передает «Коммерсант Украинский».

Далее следуют Польша с ориентировочно 29,3 млрд евро при около миллиона получателей, Чехия с 8 млрд евро и почти 397 тыс. под защитой, Испания с 8,6 млрд евро, Франция с 4,5 млрд евро и Великобритания с 3,8 млрд евро. Весомые расходы также зафиксированы в Румынии, Италии, Швейцарии и Бельгии, где объемы финансирования исчисляются миллиардами евро.

Только в сентябре 2025 года статус временной защиты в ЕС получили еще 79 тысяч граждан Украины, что на 49% больше, чем в августе, а ключевыми странами остается тройка — Польша, Германия и Чехия. Текущая директива ЕС действует до марта 2027 года. После этой даты украинцы смогут подавать на долгосрочное проживание по национальным процедурам или принимать решение о возвращении.

Из чего состоит «счет» и почему он растет

Большинство расходов — это жилье и проживание, медицинская помощь, образование детей, языковые курсы, интеграционные программы, денежные выплаты, а также административные услуги государства. В странах с высокой инфляцией и дефицитом рынка аренды каждое из этих решений дорожает автоматически: государство покрывает стоимость размещения, компенсирует местным органам власти расходы на школьные места и логистику, достраивает способности системы здравоохранения, а также инвестирует в трудоустройство и переквалификацию. Когда объемы поддержки переходят из чрезвычайного режима к более длинным программам интеграции, структура расходов меняется: меньшая доля наличных субсидий, большая доля расходов на образовательные и рыночные инструменты, включая ваучеры на обучение и гранты на трудоустройство.

Читайте также: Куда выезжают украинцы: ТОП-стран, которые приняли вынужденных переселенцев

География нагрузки: где расходы наибольшие

Страны с самыми большими украинскими общинами показывают и самые большие счета. Часть государств делает акцент на денежных выплатах и компенсациях жилья, другие — на прямых услугах и местных программах интеграции. К этому добавляются расходы на инфраструктуру, которые не всегда прямо видны в бюджетной статистике, но фактически финансируют увеличенную способность школ, больниц и общественного транспорта.

Экономический эффект для принимающих стран: расходы сегодня, налоги завтра

Несмотря на нагрузку на бюджеты, для части европейских экономик приток украинцев стал быстрым ответом на нехватку рабочей силы в промышленности, логистике, агросекторе, уходе и сервисах. Развертывание языковых курсов и упрощение доступа к рынку труда повысило занятость среди украинских женщин, что традиционно сложнее для беженских волн. Каждый дополнительный отработанный час возвращается в виде налогов и социальных взносов, а также расширяет локальный спрос на жилье, транспорт и услуги. В среднесрочной перспективе именно эта трансформация из «затрат на содержание» в «инвестицию в рабочую силу» будет определять, насколько долго страны ЕС смогут поддерживать нынешний уровень помощи без повышения налогового давления.

Для украинской экономики поддержка беженцев в Европе работает по двум каналам. Первый — денежные переводы тем семьям, которые остались в Украине, что сглаживает внутренний потребительский спрос и стабилизирует курс через валютные поступления. Второй — развитие навыков и сетей контактов, которые понадобятся во время послевоенного восстановления. Риск заключается в закреплении долгосрочной миграции молодых квалифицированных работников в случае затягивания войны или медленного восстановления инфраструктуры.

Решение ЕС продлить временную защиту до марта 2027 года дает украинцам время, но параллельно стимулирует правительство и бизнес строить сценарии реинтеграции: от налоговых стимулов для возвращения к программам совместного трудоустройства с европейскими работодателями.

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

Чего ждать до 2027 года: от экономики расходов до политики интеграции

Ближайшие два года определят, превратится ли поддержка украинцев в постоянную политику интеграции или останется преимущественно чрезвычайной. Ответ зависит от того, насколько системно страны-реципиенты смогут переводить временные выплаты в более длинные контракты на рынке труда, а также от темпов решения жилищного дефицита в мегаполисах, где конкуренция за аренду особенно высока. Осенью 2025 года резкий скачок решений о временной защите продемонстрировал, что миграционное давление сохраняется, а значит, расходы бюджетов и в дальнейшем будут существенными. Для правительств приоритетом становится прогнозируемость финансирования: сочетание национальных средств, поддержки ЕС и участия частного сектора, который уже сегодня выигрывает от дополнительной рабочей силы.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают