Shell ушел с украинского рынка: что появилось на месте известных заправок
21 октября 11:05
АО «Укрнафта» и Shell Overseas Investments BV окончательно завершили сделку, по которой государственная компания стала владельцем 51% акций ООО «Альянс Холдинг» — владельца сети из 118 автозаправочных станций Shell. Об этом сообщила пресс-служба «Укрнафты», информирует «Коммерсант Украинский»
Теперь ООО «Альянс Холдинг» полностью принадлежит государству, поскольку остальные 49% акций уже находится в собственности Фонда госимущества.
И.о. директора «Укрнафты» Юрий Ткачук сообщил, что сеть Shell после завершения процесса ребрендинга, который продолжается в течение этого года, расширится до 663 заправок.
В компании отметили, что процесс смены бренда уже начался, и часть автозаправочных комплексов уже работает под брендом «Укрнафта».
Соглашение о покупке заправок Shell было заключено еще в 2024 году, а в январе 2025 года Антимонопольный комитет дал официальное разрешение на приобретение британской сети компанией «Укрнафта».
Конфискация активов российских олигархов коснулась и Shell
Процесс конфискации имущества российских олигархов затронул и активы британской компании Shell в Украине, которые уже сменили владельца. В феврале 2024 года Высший антикоррупционный суд принял решение об изъятии 100% доли подсанкционного российского бизнесмена Эдуарда Худайнатова в компании «Нефтяная компания «Альянс-Украина», которая через цепь собственности контролировала часть ООО «Альянс Холдинг».
Апелляционная палата ВАКС постановила передать государству 49% акций «Альянс Холдинг», принадлежавших Худайнатову, который находится под санкциями США. Представители Shell пытались оспорить это решение, ссылаясь на заключение Апелляционного суда Амстердама, согласно которому Shell владеет более 97% акций собственной розничной сети. Однако эти аргументы не были учтены судом.
На каких АЗС лучше не заправляться в Украине
Водителям не стоит заправляться на автономных или малоизвестных автозаправках, если они хотят, чтобы их авто служило долго и без проблем. Такое мнение в интервью УНИАН высказал Дмитрий Леушкин, основатель группы компаний Prime.
По его словам, на большинстве таких АЗС — примерно в 85% случаев — реализуется некачественное топливо, которое в профессиональных кругах называют «бодягой». Речь идет о топливе, изготовленном на мини-НПЗ с добавлением 30-40% спирта для удешевления производства. Цена такого бензина — 30-40 грн/л, тогда как качественный продукт стоит около 52 грн/л. Формально оба варианта считаются бензином и могут официально продаваться, отметил эксперт.
Он предупредил, что использование дешевого некачественного топлива значительно сокращает ресурс двигателя. По словам Леушкина, в таком топливе часто содержится избыток серы, которая, вступая в химическую реакцию, превращается в серную кислоту. А она, в свою очередь, разрушает выхлопную систему, катализаторы и постепенно выводит из строя двигатель и поршневую группу. Процесс этот не мгновенный, но через 1-2 года проблем не избежать.
Также Леушкин не рекомендует платить больше за премиальное топливо — мол, экономии на расходе топлива оно не дает. Единственное отличие — это добавление моющих присадок, которые якобы очищают двигатель. Но, по словам эксперта, никто точно не знает, насколько эти добавки эффективны:
«Их добавляют в пропорции типа ведро на бензовоз, но что они на самом деле моют — никто не видел».
На сколько вырастет стоимость бензина и когда
С начала следующего года цены на бензин в Украине вырастут ориентировочно на 1-1,5 грн/л. Об этом сообщил директор консалтинговой группы «А-95» и эксперт топливного рынка Сергей Куюн.
По его словам, основная причина подорожания — очередное увеличение акцизного налога на топливо, запланированное с 1 января.
«Повышение будет зависеть от типа топлива и составит от одной до полутора гривен за литр. Это классический налог, который в итоге платит конечный потребитель, поэтому он прямо повлияет на розничную цену. Если к моменту повышения акциза мировые цены на нефть останутся стабильными, стоимость топлива вырастет пропорционально размеру налога», — пояснил Куюн во время телемарафона.
Таким образом, украинский топливный рынок переживает значительные трансформации: выход Shell из страны, передача ее АЗС в государственную собственность и последующий ребрендинг в сеть «Укрнафта» свидетельствуют об усилении роли государства в этой сфере.
В то же время ситуация осложняется рисками, связанными с качеством топлива на несетевых АЗС, где, по словам экспертов, часто продается опасное для двигателя топливо. К этому добавляется ожидаемый рост цен с января из-за повышения акциза.
В таких условиях украинским водителям стоит быть особенно внимательными к качеству топлива и выбирать проверенные заправки, чтобы избежать лишних расходов на ремонт авто и некачественный бензин.