ИИ в коммуникациях: авторское право или авторская иллюзия

25 апреля 12:41

Искусственный интеллект уже не фантастика. Он — ваш копирайтер, аналитик, дизайнер, преподаватель и PR-менеджер. Но кто главный? Вы или алгоритм? На фоне стремительной технологической трансформации, которая захватывает медиа, бизнес и образование, вопрос границ между человеческой креативностью и машинной эффективностью становится не просто актуальным — он становится определяющим. В дискуссии «ИИ в коммуникациях бизнеса и PR. В чем преимущества и где кроются скрытые угрозы» приняли участие лидеры из разных сфер — от корпоративных коммуникаций и маркетинга до юриспруденции и журналистики. В центре внимания — не только возможности ИИ, но и его теневая сторона: от исчезновения специалистов среднего звена до потенциальной катастрофы доверия в медиапространстве. Как ИИ трансформирует коммуникации, PR, журналистику, образование и маркетинг. Кто будет отвечать за фейк, созданный алгоритмом. И почему бизнесу больше не стоит игнорировать цифровые риски — далее в материале Коммерсанта украинского.

В рамках дискуссии ведущие эксперты страны открыто поделились кейсами, цифрами, рисками и прогнозами. Олег Давыденко, директор по корпоративным коммуникациям Группы Метинвест, в первой дискуссионной панели «Коммуникации в эпоху ИИ: «кейсы» бизнеса» поделился практическим опытом использования ИИ в работе PR-специалистов.

«Мы разделяем работу на фронтенд — тексты, графика, визуал, и бэкэнд — анализ данных, автоматизация. ИИ уже помогает, но не заменяет. Качество остается за людьми»

Олег Давыденко

ИИ открывает новые возможности, например, в создании user-generated content, но при этом порождает информационный шум, который сложно контролировать, констатирует Давыденко. В то же время он подчеркнул угрозу постепенной потери среднего уровня специалистов в отрасли.

«Через 10 лет мы можем оказаться без специалистов среднего звена. А значит — и без будущих топов, которые могли бы квалифицированно управлять репутацией компаний»

Олег Давыденко

Тимофей Милованов, президент Киевской школы экономики и экс-министр развития экономики, рассказал об образовательных экспериментах с использованием ИИ.

«Мы тестируем AI-ассистентов, которые заменяют семинары. Они адаптируются к стилю обучения студента и оказываются эффективнее живых занятий. Это потенциально разрушит традиционное высшее образование»

Тимофей Милованов

Он также демонстрирует, как ИИ изменил подход к персональному PR:

«С внедрением AI мой охват вырос в разы. Мы получаем 690 миллионов просмотров в год благодаря структурированной работе с данными. Ежедневно получаю аналитические дайджесты и выбираю, какие темы двигать дальше — все через AI»,

— говорит Милованов

Оба эксперта соглашаются: ИИ — это не панацея, а инструмент. Его эффективность зависит от людей, которые его используют. Однако именно эти люди должны не потерять себя в погоне за автоматизацией, иначе рискуем потерять глубину, качество и стратегическое видение в профессии коммуникатора.

Алена Каплина, PR&comms менеджер сети супермаркетов ЭКО МАРКЕТ, акцентировала внимание на рисках неконтролируемого использования ИИ сотрудниками:

«Ваши сотрудники уже пользуются ИИ — с мобильных, с личных аккаунтов, без инструкций и часто без разрешения. Запреты не работают. Нужны четкие правила и обучение»

Алена Каплина

Менеджер призвала бизнес создавать внутренние этические кодексы и корпоративные политики для безопасного использования ИИ.

«Лучше дать калькулятор, чем потом искать расчеты в чужом ноуте. Если ИИ — это инструмент, то ответственный [за него] работник. Если решение компании — ответственность на бизнесе. Не оставляйте серых зорь. Это риск и для безопасности, и для репутации»

Алена Каплина

С другой стороны, Виталий Иванов, Head of Retention Marketing в Netpeak Agency, представил примеры эффективного использования ИИ в маркетинге:

«Чат-бот на базе ChatGPT позволяет не только упростить взаимодействие с клиентами, но и сделать его персонализированным и контекстным. Это экономия времени и повышение эффективности»

Виталий Иванов

По словам Иванова, интеграция ИИ в чат-боты открывает новые горизонты в автоматизации рутинных задач и позволяет работать точнее с аудиторией:

«ИИ учится на наших данных, анализирует реакции и постоянно улучшает результаты. Это не просто автоматизация, это эволюция сервиса»

Виталий Иванов

Итак, бизнес уже не может игнорировать ИИ. Пришло время не только экспериментов, но и ответственного внедрения.

Человек vs алгоритм: как ИИ меняет правила игры в креативных индустриях

Дмитрий Самолюк, Head of Digital медиагруппы «Мы — Украина», отметил критическую роль человека в функционировании искусственного интеллекта в журналистике.

«А что сгенерирует ИИ, если все журналисты перестанут спрашивать новости? Если не будет входных данных, не будет и выходных»

— отмечает Дмитрий Самолюк.

Он подчеркнул, что модели ИИ обучаются на контенте, который иногда создается с пропагандистской целью. В пример привел случай, когда пророссийские деятели массово покупали материалы в СМИ для манипуляции информационным пространством. Самолюк также обратил внимание на проблему снижения видимости контента, созданного с помощью ИИ, со стороны платформ.

«YouTube и Google занижают охват видео и сайтов, где искусственный интеллект использован без участия человека. Алгоритм видит, что это ‘неживое’ — и глушит»

Дмитрий Самолюк

В то же время, Head of Digital медиагруппы «Мы — Украина» признает пользу ИИ для генерации идей и развития творчества, если применять инструменты сознательно. Говорит, нейросети — это источник вдохновения. Но только человек определяет, какая идея действительно достойна внимания.

Юлия Мальцева, Senior PR Specialist в компании SoftServe, поделилась практическим опытом внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в работу ИТ-компании — как во внутренних процессах, так и в работе с клиентами.

«В 2023 году мы исследовали использование ИИ в командах разработки — и увидели рост производительности на 45%. Это стало толчком для создания собственной внутренней системы поиска знаний — «Софи», которая позволила сэкономить до 66,7% времени на поиск документов»,

— рассказывает Юлия Мальцева.

ИИ активно используется и в креативной работе — в частности, инструмент JNI Content Creator позволяет сократить время на создание и адаптацию визуального контента до 50%. В пиар-команде ИИ помогает в поиске информации, анализе упоминаний в медиа, создании текстов и автоматизации рутинных процессов.

В компании также действуют четкие правила безопасности: не раскрывать чувствительную информацию, придерживаться этических норм и всегда проверять достоверность данных, сгенерированных ИИ.

«ИИ — это мощный инструмент. Но он не заменит душу текста. Человеческий подход и критическое мышление — остаются ключевыми»,

— заключает Юлия Мальцева.

Елена Деревянко, доктор экономических наук и вице-президент Украинской PR-Лиги, призывает не драматизировать влияние ИИ на креативную индустрию. По ее мнению, это не революция, а логическое продолжение технологического развития, подобно появлению компьютеров или электронной почты.

ИИ — это инструмент, а не субъект. Его место — в операционных процессах, под контролем человека, который сохраняет ответственность и качество, отмечает Деревянко.

«Искусственный интеллект не является субъектом — это инструмент, каким бы умным он ни был. Мы его интегрируем в процессы, но требуем, чтобы его следов не было видно»

Елена Деревянко

В мире, где генеративный искусственный интеллект все активнее используется для создания контента, вопрос прав на результаты этой работы становится чрезвычайно актуальным. Дмитрий Палющенко, руководитель практики сопровождения бизнеса юридической компании Juscutum, поделился собственным опытом сопровождения клиентов, работающих в сфере ИИ-разработок и обратил внимание на правовой статус контента, созданного искусственным интеллектом. Сегодня, по украинскому законодательству, такой контент не может быть объектом классического авторского права:

«Авторское право на картину, текст, произведение, изображение, созданное ИИ, зарегистрировать не получится — потому что это создано программой. Но создав контент с помощью искусственного интеллекта, вы можете им пользоваться, продавать, лицензировать. Закон разрешает имущественные права»

Дмитрий Палющенко

В то же время личные неимущественные права, такие как право считаться автором, не возникают. Такие работы не наделяются личными неимущественными правами, потому что созданы не человеком. Но если есть значительный творческий вклад человека — например, доработка, редактирование, постпродакшн — это уже может считаться авторским произведением, добавляет юрист. Также он советует обращать внимание на политики использования AI-сервисов.

«Многие провайдеры, такие как ChatGPT, сейчас передают вам имущественные права на сгенерированный контент. Но, например, Copilot оставляет за собой лицензию на использование вашего контента. Надо внимательно читать условия»

Дмитрий Палющенко

В завершение юрист подчеркнул, что хоть мир только начинает выстраивать новые правовые рамки, украинский бизнес имеет все шансы работать прозрачно, защищая собственные интересы.

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Искусственный интеллект и DeepFake в военное время: журналистика в новой реальности

Во время, когда гибридная война ведется не только на поле боя, но и в цифровом пространстве, вопрос использования искусственного интеллекта и DeepFake технологий в журналистике стал предметом горячей дискуссии. На III дискуссионной панели «DeepFake и ИИ в эпоху войны: «правила игры» для журналистов» спикеры очертили «правила игры» для журналистов в эпоху, где каждое слово может быть сгенерировано алгоритмом.

«Мы готовим ИИ, а не он нас». Николай Подвезяный, главный редактор «Главкома», эмоционально рассказал о личном инциденте с фейком, распространенным известным украинским деятелем.

«Мы начали это мероприятие с общения с господином Тимофеем Миловановым. Я хочу сказать, что перед вами первая жертва того, что делает господин Милованов. Он на прошлой неделе публично извинялся перед изданием и передо мной, за то, что он распространил фейк. И сегодня мы узнали, что пост создал ИИ, а не человек. Это последствия цифровой безответственности»,

— отметил Николай Подвезяный.

Главный редактор «Главкома» одновременно добавил, что ИИ — это лишь инструмент.

«Новости создаем мы, журналисты. Мы не должны отдавать ему субъектности»

Николай Подвезяный

Более того, считает Подвезяный, медиа должны иметь политику в отношении ИИ. Он предостерег, что уже сейчас некоторые СМИ пользуются ИИ как источником, что может привести к массовым манипуляциям.

Искусственный интеллект уже сегодня не просто помогает — он меняет саму структуру профессий и медиа. Об этом заявил ИИ-энтузиаст, автор книги «ChatGPT, DALL-E, Midjourney: Как генеративный искусственный интеллект меняет мир», Александр Краковецкий во время выступления на профессиональной панели, посвященной роли ИИ в информационной среде.

«Я начал заниматься искусственным интеллектом еще до того, как это стало мейнстримом. Сегодня мы живем в эпоху AI-assistant, но уже завтра — это будет AI-first»,

— подчеркнул Краковецкий.

Он также отметил, что новые модели искусственного интеллекта демонстрируют стремительный прогресс по многим критериям

«IQ моделей уже превышает 130. На одном из бенчмарков за четыре месяца точность выросла с 13% до 83%. Мы просто не успеваем придумывать новые способы оценки прогресса»

Александр Краковецкий

В то же время эксперт опроверг распространенный страх относительно «пессимизации» контента, созданного с помощью ИИ, со стороны Google.

«Google официально заявляет — они не пессимизируют контент, созданный ИИ. Если статья качественная, не имеет значения, кто ее написал — человек или алгоритм»

Александр Краковецкий

Николай Корчага, исполнительный продюсер «Апострофа», сосредоточился на необходимости регуляции.

«Без законодательного урегулирования ничего не будет. Мы должны закрепить, что контент, сгенерированный ИИ, должен маркироваться»

Николай Корчага

Он также выступил за создание системы метаданных и блокчейн-трекинга для подтверждения достоверности контента. И отметил, что уменьшение количества открытых достоверных источников приведет к замкнутому кругу самообучения ИИ на собственном же фейковом контенте.

«Фейки рождаются в информационном вакууме. Если мы заполним его профессиональным контентом, фейкам просто не останется места»

Николай Корчага

Светлана Шереметьева-Турчин, заместитель генерального директора «РБК-Украина», выразила беспокойство.

«Я здесь больше вижу угроз, чем помощи. AI выдает структурированный ответ сразу, и человек часто даже не переходит на сайты. Это означает меньше просмотров, меньше рекламы, меньше доходов, сокращение редакций — и это только начало цепочки»,

— отмечает Светлана Шереметьева-Турчин.

Проблема, по ее мнению, не только в потере трафика, но и в качестве контента. Ответы AI — это вырванные из контекста отрывки. И если речь идет о рецепте пирога — не страшно. Но если речь идет о здоровье или безопасности, то уже есть над чем задуматься, считает заместитель генерального директора «РБК-Украина».

Главный редактор Коммерсанта украинского Оксана Щербак говорит о необходимости критического мышления в использовании AI.

«Чтобы пользоваться искусственным интеллектом, нужно иметь интеллект. Это лишь инструмент. Без человеческого вмешательства, без журналистского опыта — текст получается мертвым»,

— убеждена Оксана Щербак.

Она подчеркивает, что даже когда AI имитирует живой текст, его шаблонность и клишированность выдают машину. У него есть стиль, и со временем все звучит одинаково — независимо от темы.

Резюме

Несмотря на скепсис, спикеры панели резюмируют: потенциал новых технологий — в создании виртуальных студий, аудионовостей, аналитики. Но они подчеркивают необходимость четкой маркировки и регулирования использования AI, в том числе — с точки зрения авторских прав.

Читайте также другой материал , посвященный дискуссии об ИИ в коммуникациях бизнеса и PR:

Вместо пиарщика — алгоритм: готов ли бизнес к новой эре и как ИИ меняет коммуникации уже сегодня

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Сейчас читают