Сколько будут стоить Украине платные дороги: стоимость системы достигает 7 млрд грн

1 января 13:17

Система для платных дорог в Украине может стоить 7 миллиардов гривен. Об этом сообщил заместитель министра финансов Александр Кава в интервью «Интерфакс-Украина», информирует «Коммерсант Украинский»

Заместитель министра финансов отметил, что тема платных дорог в Украине обсуждается уже более 20 лет и каждый раз вызывает большой общественный резонанс.

По его словам, платные дороги могут быть разными. Есть концессионные дороги, которые строят за счет инвестора и он определенный период берет плату за проезд, другой вариант — толлинг. Это плата за проезд грузового транспорта по таким дорогам, как это работает в европейских странах.

Чтобы ввести платные дороги в Украине, надо создавать специальную систему оплаты и контроля.

Кава отметил, что нужно создать систему, которая будет отслеживать движение автомобиля по дорогам, определять, сколько километров он проехал, и автоматически выставлять счет за пользование инфраструктурой.

«Это требует развития специальной систем оплаты и контроля, которая является недешевой. Еще до войны делались расчеты стоимости такой системы для основных государственных дорог, она была около 7 млрд грн», — пояснил он.

По его словам, оплата зависит от расстояния, которое проехала фура — именно этот показатель должна фиксировать система.

В мире существуют такие модели внедрения подобных систем:

  • Виньетки — специальные наклейки или документы, подтверждающие оплату за пользование дорогами. Их используют в небольших странах, среди них — Чехия, Венгрия, Словакия и Румыния. Правда, для Украины этот подход не является эффективным, у нас значительно большая территория.
  • GPS-приборы — устройства, которые фиксируют маршрут автомобиля через спутники.
  • Магнитные рамки с RFID-метками — специальные метки, которые считываются на въездах и выездах с платных дорог.

Проще всего для этого выбрать виньетки, подтверждающие оплату. Виньетки используют, в частности, Чехия, Венгрия, Словакия и Румыния. В Украине, учитывая ее большую площадь, как и в Польше, вводить виньетки нет никакого смысла. Среди альтернативных способов платы — GPS и магнитные рамки с RFID-метками.

«Но, откровенно говоря, профинансировать развитие такой системы с высоким уровнем безопасности и киберзащиты для государства сейчас не под силу», — резюмировал заместитель министра финансов.

Отметим, что украинцев к платному проезду по дорогам готовят годами, начиная с конца 90-х, когда впервые и заговорили о строительстве дороги Краковец-Львов. Платные дороги имеют почти все европейские страны.

Для пользователя смысл платы за километр проезда можно объяснить несколькими факторами:

  • качество покрытия является высоким;
  • нет светофоров и съездов налево;
  • посередине установлен барьер безопасности.

Как результат ты платишь за возможность добраться из пункта А в пункт Б быстрее, чем другим путем. И последнее тоже неотъемлемая часть системы — у платных автобанов должна быть бесплатная альтернатива.

Учитывая то, что первый и пока единственный потенциальный концессионный платный автобан Краковец-Львов рождается более 30 лет, быстро новых платных дорог ждать не стоит.

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают