Страховщики потеряют миллиарды: британский суд принял решение по захваченным у России самолетам

12 июня 21:07

Высокий суд Лондона принял прецедентное решение, согласно которому международные страховые компании должны выплатить компенсации лизингодателям и владельцам самолетов, которые остались в России после ее полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году. Речь идет об убытках на миллиарды долларов, которые теперь могут быть частично покрыты за счет полисов страхования военных рисков, передает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на Bloomberg.

Решение принял судья Кристофер Батчер после длительного юридического противостояния между ведущими лизингодателями — в частности, AerCap Holdings NV (Ирландия) и Dubai Aerospace Enterprise Ltd (ОАЭ) — и страховыми гигантами, среди которых AIG и Lloyd’s of London.

Иск касался 147 самолетов и 16 авиационных двигателей, общая страховая стоимость которых оценивается в $4,5 млрд. После вторжения России в Украину в феврале 2022 года и внедрения ряда санкций, Москва ответила «контрсанкциями», которые включали запрет на экспорт воздушных судов и их насильственный перевод в российский авиационный реестр. Это де-факто означало потерю контроля над воздушными судами для их законных владельцев.

Судья пришел к выводу, что самолеты были «потеряны» именно после того, как в марте 2022 года в России вступило в силу новое законодательство, которое запретило возвращение иностранных самолетов. Таким образом, отметил он, потери покрываются страховыми полисами, предусматривающими военные риски, однако не теми, которые покрывали все риски.

Это — существенная победа лизингодателей, которая, впрочем, не означает полного удовлетворения всех финансовых требований. Суд четко очертил границы ответственности страховщиков. Например, для AerCap сумма покрытия по полису военного риска ограничена $1,2 млрд, тогда как их первоначальный иск составлял $3,4 млрд. Впоследствии, учитывая судебные урегулирования с другими лизингодателями, сумма иска была уменьшена примерно до $2 млрд.

По состоянию на февраль 2024 года, 116 самолетов и 15 двигателей, принадлежащих AerCap, оставались в эксплуатации российских перевозчиков — в частности таких как «Аэрофлот», «Россия», «Северсталь» и других. Это лишь часть из более 400 воздушных судов, которые Россия фактически национализировала после начала войны.

Сторона страхователей настаивала, что самолеты нельзя считать «потерянными», поскольку они продолжают использоваться авиакомпаниями в России. Более того, адвокаты страховщиков отмечали исключения в полисах, которые, по их мнению, должны были бы исключить такие выплаты. Но суд не согласился с этими аргументами, указав, что с юридической точки зрения потеря контроля и отсутствие доступа к активам уже являются достаточными основаниями для активации страховых механизмов.

Это обнадеживающий результат. Вторжение Путина и захват сотен коммерческих самолетов — именно тот парадигмальный сценарий, против которого наши клиенты и страховались, — отметил представитель лизингодателей, в том числе Dubai Aerospace Джулиан Акратопуло.

В свою очередь AIG отказалась от комментариев, тогда как AerCap и Lloyd’s of London не ответили на запросы СМИ.

Это решение создает юридический прецедент и, вероятно, будет иметь широкие последствия для аналогичных дел в Великобритании, Ирландии и США, где лизингодатели требуют миллиардные компенсации. Учитывая масштаб российского вмешательства в гражданскую авиацию, общие потери лизинговых компаний оцениваются в более чем $10 млрд.

Часть из них уже достигла внесудебных соглашений со страховщиками, другие — продолжают судебные процессы. В любом случае решение Высокого суда Лондона стало сигналом для рынка: даже в ситуации, когда самолеты остаются физически неповрежденными, ключевым фактором является потеря правовой юрисдикции и возможности эксплуатации собственниками.

Юристы предупреждают, что несмотря на это решение, не все полисы военного риска одинаково трактуются, поэтому каждое дело требует индивидуального анализа. Однако нынешний вердикт значительно усиливает позиции пострадавших компаний и, вероятно, стимулирует к новым искам против страховщиков.

Таким образом, дело с самолетами в России не только о технике, но и о верховенстве права в глобальном бизнесе.

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают