Системная проблема: почему откладывается детенизация рынков табака и алкоголя

14 ноября 13:33
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

Начало функционирования Электронной системы контроля за оборотом подакцизных товаров задерживается. Как известно, система еАкциз должна заменить нынешние бумажные акцизные марки на электронные с уникальными кодами. Это позволило бы контролирующим органам постоянно мониторить подакцизные товары и поспособствовало бы уменьшению теневого рынка и увеличению поступлений в бюджет. Но со всем этим придется подождать. Почему так произошло — выяснял «Коммерсант Украинский».

В Минфине и в других касательных правительственных структурах наконец согласились перенести на 10 месяцев дату введения электронной акцизной марки и Электронной системы контроля за оборотом алкоголя, табачных изделий и жидкостей для электронных сигарет — с 1 января следующего года на 1 ноября. И произошло это не только благодаря настойчивости профильных бизнес-ассоциаций и ключевых операторов рынка, которые по этому поводу провели не одну встречу и произнесли не одно заявление. Просто чиновники признали очевидное: и система контроля, и рынок еще не готовы к переходу на еАкцизную марку.

Бизнес предупреждал

Представители бизнеса на протяжении последних нескольких месяцев не раз объясняли: почему стоит подождать с еАкцизом.

Совсем недавно, в середине октября, в Европейской Бизнес Ассоциации в очередной раз отмечали, что функционал Электронной системы контроля остается фрагментарным и далеким от полноценной готовности к эксплуатации.

«Полноценное тестирование системы еАкциз должно было начаться с 1 марта 2025 года. Однако до сих пор не приняты все подзаконные акты, которые должны регулировать работу Электронной системы, а разработка программного обеспечения происходит со значительным опозданием. Фактически тестовый режим сокращается до 2 месяцев вместо определенных законом 10 месяцев», — констатировали в ЕБА, настаивая на переносе сроков запуска еАкциза и продлении тестового режима работы Электронной системы минимум на 10 месяцев.

Если же бизнес будет лишен полноценного тестирования Электронной системы, то это, как предупреждали в Европейской Бизнес Ассоциации, может привести к:

— временной или полной остановке деятельности легального бизнеса;

— существенным потерям государственного бюджета вследствие недополучения поступлений от акцизного налога и других обязательных платежей;

— взрывного роста нелегального оборота алкогольных напитков и табачных изделий в условиях дестабилизации легального рынка и т.п.

В Ассоциация «Укртютюн» также указывали на неготовность к работе системы еАкциз и рисках с этим связанных.

«В случае запуска системы с 1 января 2026 года без надлежащего тестирования всех ее компонентов и стабильного доступа к полному функционалу, а также совершенствования законодательного регулирования, существует риск перебоев в поставках легальной продукции, роста теневого рынка и существенных потерь госбюджета. По предварительным оценкам — это 400 млн грн ежедневно», — отмечали представители бизнеса.

Требование, адресованное чиновникам, было простым: обеспечить возможность тестирования и надлежащего внедрения полноценной системы еАкциз.

Проблемы системы

Почему же возникли такие задержки с разработкой и внедрением Электронной системы для контроля за оборотом алкоголя, табачных изделий и жидкостей для электронных сигарет. Издание «Коммерсант Украинский», чтобы выяснить это, обратилось с официальным запросом в Министерство цифровой трансформации, ответственного за реализацию проекта еАкциз.

Напомним также, что непосредственно разработкой электронной системы оборота алкогольных напитков и табачных изделий по результатам тендера, проведенного Фондом «Восточная Европа», занялась международная IT-компания Eleks. Как сообщалось, это компания со штатом в более 2 тысяч специалистов, штаб-квартирой в Таллинне, офисами — в 20 странах мира и большим опытом в разработке программного обеспечения и консалтинга.

В своем ответе на запрос Министерство цифровой трансформации, конечно же, воспользовалось возможностью рассказать о сделанном и перечислило достаточно большое количество ключевых функций доступных по состоянию на сентябрь 2025 года для тестирования в Электронной системе.

В Минцифры также объяснили, что внедрение системы происходит в формате непрерывного развития. Это когда каждый компонент тестируется, дорабатывается и постепенно открывается для пользователей.

«Такой подход является стандартной международной практикой для сложных ИТ-решений, работающих с критически важной бизнес-информацией. С начала внедрения Электронной системы осуществляется постоянное взаимодействие с представителями экономических операторов, органов исполнительной и законодательной власти: собрано значительное количество предложений, часть из которых уже учтена при обновлении функционала системы», — сообщили в министерстве.

И добавили, что такой поэтапный подход сочетается с открытыми каналами обратной связи, что позволяет оперативно реагировать на вызовы и обеспечить качественную разработку Электронной системы до момента ее запуска с полным функционалом.

Попробовали в Министрестве цифровой трансформации и объяснить причины, которые повлияли на сроки разработки и внедрения Электронной системы. Прежде всего, это проблемы с финансированием.

«Проектирование, разработка и внедрение Электронной системы планировались при финансовой и экспертной поддержке проекта международной технической помощи «Поддержка цифровой трансформации» (Проект DTA). В то же время в связи с Указом Президента США от 20.01.2025 «Переоценка и переориентация внешней помощи Соединенных Штатов» и на основании решения Агентства США по международному развитию (USAID) от 12.03.2025 реализация Проекта DTA остановлена. Это повлекло временное прекращение финансирования разработки и потребность в пересмотре календарного плана разработки, тестирования и внедрения Электронной системы», — пояснили в Минцифры, а также добавили, что для продолжения работы было привлечено финансирование двух других проектов международной технической помощи.

Еще одной причиной задержки в разработке полноценного функционала Электронной системы названо «отсутствие доступа к Единому государственному реестру юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований в январе-феврале 2025 года и к его тестовой среде до середины мая 2025 года, вызванное кибератакой на информационные системы ГП «Национальные информационные системы». Как результат, снова необходимость внести изменения в календарный план разработки Электронной системы, в том числе и относительно тестового режима.

В Минцифры считают, что должным образом отреагировали на упомянутые выше вызовы.

«Министерством цифровой трансформации Украины приняты исчерпывающие меры для реагирования на обстоятельства, связанные с изменением финансирования, кибератакой и длительным принятием другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, необходимых для обеспечения надлежащего функционирования Электронной системы в 2026 году», — отмечается в ответе нашему изданию.

Но с такой оценкой соглашаются далеко не все.

Цена промедления

Министерство финансов уже предложило законодательные изменения, которыми предусматривается перенос сроков введения электронной марки акцизного налога и Электронной системы оборота алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей для электронных сигарет на ноябрь следующего года. А парламентский комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики уже рекомендовал Верховной Раде поддержать такое решение.

При этом, Председатель комитета Даниил Гетманцев был достаточно категоричным в оценках.

«Рекомендовали ВР продлить сроки введения реформы е-акциза, сорванной Минцифрой в этом году. Срок перенесен на 1.11.26 года, а значит и детенизация рынков табака и алкоголя тормозится», — написал депутат у себя в Телеграме.

Здесь уместно напомнить, что именно рынок подакцизных товаров — алкоголя, табака и еще горючего — считают наиболее «теневым» в Украине. И именно о детенизации, как одном из главных резервов наполнения бюджета, постоянно упоминает Даниил Гетманцев.

Он же сообщил и о том, что одновременно Кабинету Министров Украины рекомендовано «принять решение о привлечении к дисциплинарной ответственности и рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности первого заместителя Министра цифровой трансформации Алексея Вискуба, ответственного за внедрение Е-акциза и виновного в срыве сроков начала функционирования Электронной системы оборота алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах».

Как считает депутат, «так будет происходить пока чиновник не будет нести персональную ответственность за собственную бездеятельность».

Автор: Сергей Василевич

Анна Ткаченко
Редактор

Сейчас читают