В Раде предлагают вернуть штрафные баллы для водителей

30 октября 13:48
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

Все новое — хорошо забытое старое. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №14133, который предлагает вернуть штрафные баллы за нарушение правил дорожного движения (ПДД). По мнению нардепов — это якобы должно стимулировать водителей ездить по правилам. «Коммерсант Украинский» разбирался, за что собираются лишать удостоверений водителей нарушителей ПДД.

Нардепы предлагают свою схему начисления штрафных баллов начиная с незначительных нарушений, таких как непристегнутый ремень безопасности или не включенные габариты, и до совершения ДТП.

1 БАЛ — можно получить за совершение правонарушений, предусмотренных:

Частями 3, 5, 6 и 8 ст. 121 — за нарушение правил использования внешних световых приборов, а также нарушений правил проезда перекрестков.

Ст. 121¹ предусматривает штрафы за управление транспортным средством без пристегнутого ремня безопасности.

Ст. 121² (ч. 2) касается управления транспортным средством с неисправной тормозной системой.

Ст. 121³ (ч. 1) регулирует нарушения, связанные с управлением автомобилем на светофоре.

А вот ч.7 статьи 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) устанавливает штраф за остановку или стоянку на местах, предназначенных исключительно для электромобилей.

2 БАлла — за правонарушение:

ст. 121 ч.1, 7, 11 — отсутствие аптечки, огнетушителя, неисправное оборудование, непройденный технический осмотр, несоответствие переоборудования.

ст. 121² ч.1 — отсутствие техосмотра или сертификации после переоборудования.

ст. 121³ ч.2 — установка несертифицированного газобаллонного оборудования.

ст. 122 ч.1, 2, 6 — превышение скорости до 50 км/ч, нарушение разметки, сигналов светофора, правил проезда перекрестков, остановки, железнодорожных переездов, невыполнение требований полицейского об остановке.

ст. 122¹ ч.1, 2 — нарушение правил обгона и дистанции, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки.

ст. 122⁵ — нарушение правил пользования внешними световыми приборами или звуковыми сигналами.

ст. 123 ч.1 — нарушение правил движения колонн, обгона и встречного разъезда.

3 БАлла — за правонарушения: ч. 2 ст. 121, ч. 3 ст. 122 КУоАП (управление транспортом с опасными техническими неисправностями или грубые нарушения скоростного режима — превышение более чем на 50 км/ч, выезд на встречную полосу).

4 БАлла — за правонарушения, предусмотренные ст. 124, ст. 124¹, ч. 1, 2 ст. 126 КУоАП (ДТП без пострадавших, но с повреждением транспорта или имущества; управление автомобилем без документов или разрешения).

5 БАЛОВ — за правонарушения, предусмотренные ч. 4, 5 ст. 122, ст. 122⁴, ч. 2 ст. 123 КУоАП (превышение скорости, что создало аварийную ситуацию, оставление места ДТП и въезд на железнодорожный переезд, когда движение через него запрещено).

Баллы аннулируются через год (365 дней) со дня начисления. Восстановить действие водительского удостоверения можно после прохождения повторного обучения и сдачи теоретического и практического экзаменов.

В то же время появится еще одна дополнительная статья — Статья 27². Временное приостановление действия водительского удостоверения (сокращенно). Если водителю начислено 15 и более штрафных баллов, а для водителей со стажем менее 1 года — 10 и более, уполномоченное лицо Нацполиции принимает обоснованное решение о временном приостановлении действия водительского удостоверения.

Решение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суде в течение одного месяца, однако жалоба не останавливает его действие. Водителя уведомляют заказным письмом, а также (при наличии данных) SMS или email; информация появляется на портале «Дія».

Чтобы восстановить действие удостоверения, водитель обязан повторно пройти обучение и сдать теоретический и практический экзамены. После восстановления все ранее начисленные баллы аннулируются.

Новые штрафные баллы — новые проблемы

Эта система штрафов не новая. В 2015 году принимался Закон Украины «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения».

Однако реализация этих положений оказалась неэффективной из-за противоречивого механизма предварительного начисления баллов, который позволял избегать фактического наказания.

Впоследствии этот вид административного взыскания был исключен из Кодекса Украины об административных правонарушениях. А сегодня его снова решили реализовать нардепы, ссылаясь на то, что такая схема хорошо себя зарекомендовала в развитых странах мира.

Как считают адвокаты, с одной стороны, это хорошая идея, но, как всегда, она может столкнуться с плохой реализацией. К тому же то, что приняли в 2015 году, так и осталось на бумаге, потому что авторы перестарались с системой штрафных баллов, из-за чего закон не заработал.

В этот раз авторы пошли другим путем — уменьшили количество баллов, но расширили статьи для их применения. И теперь, как рассказал в комментарии «Коммерсанту Украинскому» адвокат Андрей Вареник, к выписанным штрафам еще собираются добавлять штрафные баллы. И будет примерно как в футболе — получил две желтые карточки, значит уже красную и ты вне игры.

«К сожалению, снова может не обойтись без злоупотреблений. Ведь у нас уже сложилась практика, когда полиция выписывает штрафы неправомерно. И водители вынуждены обращаться в суд, а, следовательно, это будет нагрузка на судебную систему. То есть баллы будут выписываться вместе со штрафом за нарушение ПДД. Если сейчас, когда выписывают штраф, скажем, за превышение скорости, все платили и об этом забывали, то здесь можно еще и получить дополнительно 3 балла за это. А если еще нарушить — то снова идти заново получать права. Замечательное количество административных дел перегрузит суды», — считает адвокат Андрей Вареник.

А после лишения удостоверений водителям снова придется проходить путь через автошколу в МРЭО (или МРЕО). А это — и деньги, и время, и нервы. И снова получат на руки временные права — на два года, которые потом, если будут ездить без нарушений, снова нужно будет менять через экзамены в МРЭО.

Увы, как водится, чтобы не получить штраф и штрафные баллы к нему, водители начнут предлагать взятки полиции, чтобы решить все вопросы на месте.

Автор: Алла Дунина

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают