В России надвигается кризис с авиатопливом
4 ноября 15:27
Вслед за кризисом на рынке бензина, где после ударов по нефтезаводам возник дефицит, а оптовые цены с начала года взлетели на 40-50%, проблемы в России могут возникнуть на рынке авиатоплива. Об этом заявил Максим Дьяченко, управляющий партнер и член правления компании «Пролеум» — крупнейшего частного поставщика нефтепродуктов в России, передает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на российские пропагандистские СМИ.
Чтобы решить кризис с производством нефтепродуктов, правительство РФ смягчило требования к НПЗ. В частности, зимнее дизтопливо теперь можно производить, смешивая летнее дизтопливо с керосином. А это создает риск резкого роста цены на авиатопливо, что, в свою очередь, несет риски для авиации, предупреждает Дьяченко.
Угрозу рынку видят в правительстве. На совещании у вице-премьера Александра Новака, по словам источника СМИ, обсуждалась возможность директивно ограничить рост цен на авиакеросин на бирже. Сейчас такие ограничения введены для бензина: заявку на его покупку нельзя выставлять по цене выше, чем на 0,01% от текущих рыночных котировок.
В отличие от бензина, оптовые цены на авиакеросин сейчас ниже, чем в начале года — 79650 тысяч рублей за тонну против 82412 рублей. Впрочем, с сентября авиатопливо дорожает — на 11% за 2 месяца, или 8 тысяч рублей за тонну.
Цены на бензин Аи-92 с января до конца октября взлетели на 42%, а на Аи-95 — на 49%. Однако на прошлой неделе котировки неожиданно упали более чем на 10%. 1 ноября бензин Аи-92 стоил на бирже 65,2 тысяч рублей за тонну, а Аи-95 — 72,96 тысяч рублей.
На пике бензинового кризиса разница между ценой топлива в наличии и биржевой ценой достигала 40%, что увеличило спрос на биржевые партии до аномальных значений, рассказывает Дяченко.
«Ключевой и главный источник роста цен — дефицит товара», — отмечает он. После налетов беспилотников на НПЗ, которые затронули не менее 30 заводов по всей стране, объемы нефтепереработки в России упали на 10%, до 4,86 млн баррелей в сутки, по оценке аналитиков OilX. По сравнению с довоенным 2021 годом, нефтекомпании потеряли 14% производства, объемы которого стали самыми низкими по крайней мере за последние 6 лет.