Украина переходит на европейские правила найма: кто выиграет от упрощения трудоустройства иностранцев

14 ноября 21:30

Украина готовится существенно упростить процедуры трудоустройства иностранцев. В Верховной Раде уже зарегистрировали правительственный законопроект о едином разрешительном документе для иностранных работников, который объединит разрешение на работу и вид на жительство, передает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на официальный сайт украинского парламента.

Иностранцам больше не придется получать отдельно два документа, а достаточно будет одного, который сразу дает право легально жить и работать в Украине. Кроме того, планируется внедрить специальный онлайн-портал вакансий, через который иностранные специалисты смогут дистанционно подавать заявки на работу в Украине.

Рассмотрим подробнее, какие новации предлагает этот законопроект, и проанализируем его потенциальное влияние на украинский рынок труда: какие отрасли будут нуждаться в иностранных специалистах, с какими вызовами можем столкнуться и какой опыт имеют другие страны в этой сфере.

Какие изменения предлагает законопроект

Единый вид на жительство и работу. Главная новация — введение единого документа для иностранцев и лиц без гражданства, который сочетает в себе разрешение на трудоустройство и временный вид на жительство. То есть, вместо отдельного разрешения на работу от Государственной службы занятости и отдельного вида от Миграционной службы, иностранец будет получать один документ, подтверждающий право и работать, и проживать в Украине на определенный период. Это решение призвано уменьшить бюрократию и ускорить привлечение иностранных специалистов, а также имплементирует европейские подходы в соответствии с директивами ЕС.

Государственный портал вакансий и электронные заявления. Законопроект предусматривает создание Единого государственного вебпортала трудоустройства иностранцев, где украинские работодатели обязаны публиковать вакансии, доступные для иностранцев. Иностранные соискатели работы смогут ознакомиться с этими предложениями онлайн и, получив приглашение от работодателя, подавать заявление на получение единого разрешения в электронной форме через этот портал. Рассмотрение заявлений будет осуществлять Государственная миграционная служба совместно с другими уполномоченными органами, и в случае положительного решения иностранец получает основания для въезда в Украину и оформления вида на жительство. Такой портал призван сделать процесс найма более прозрачным и удобным: работодатели смогут легально нанимать работников из-за рубежа, а кандидаты — подавать документы дистанционно, минимизируя личные визиты в учреждения.

Категории иностранцев со свободным доступом к рынку труда. Отдельно законопроект определяет перечень категорий иностранцев, которым не требуется разрешение для работы в Украине и таким образом фактически предоставляет им свободный доступ к рынку труда. Речь идет о случаях, когда иностранцы могут быть наняты без прохождения упомянутой процедуры получения единого разрешения. Хотя конкретные категории в документе еще должны быть утверждены, обычно к ним относят, например, иностранцев с постоянным местом жительства в Украине, беженцев или высококвалифицированных специалистов, для которых уже действуют упрощенные условия. Для таких лиц предусмотрен отдельный порядок оформления вида на жительство без стандартного разрешения на работу. Это нововведение призвано устранить лишние преграды для тех иностранцев, чье трудоустройство и так целесообразно и не создает рисков для рынка труда.

Как это повлияет на рынок труда Украины

Ожидается, что упрощение процедур сделает Украину более привлекательной для иностранных работников и инвесторов. Сегодня украинская экономика испытывает острый дефицит рабочей силы практически во всех сферах. Из-за войны страну покинули миллионы граждан, и до 70% из них не планируют возвращаться в ближайшее время. Эксперты отмечают, что нехватка кадров наблюдается во всех секторах экономики. В частности, не хватает учителей в школах, врачей и медсестер в больницах, инженеров для оборонной промышленности. Также не хватает работников в строительстве и сельском хозяйстве. В прошлом году 75% украинских компаний заявляли о проблемах с заполнением вакансий собственными силами. В этих условиях привлечение даже нескольких десятков или сотен тысяч иностранных работников ежегодно может частично облегчить кадровый голод.

Секторы с наибольшим спросом на иностранцев. Больше всего в дополнительных руках нуждается строительная отрасль, которая станет двигателем послевоенного восстановления. Эксперты сходятся во мнении, что именно строительство способно принять большинство потенциальных трудовых мигрантов. На стройках уже сейчас не хватает рабочих: каменщиков, бетонщиков, сантехников, сварщиков, то есть представителей рабочих специальностей, которых трудно найти на внутреннем рынке. Кроме строительства, промышленность и производство нуждаются в специалистах и рабочих на заводах, особенно для выполнения тяжелого физического труда, от которого отказывается местная молодежь. Аграрный сектор также испытывает дефицит сезонных работников, необходимых для сбора урожая и работы на фермах. В сфере услуг (гостинично-ресторанный бизнес, логистика, обслуживание) есть ниши, которые могут заполнить иностранцы, особенно в регионах, где многие украинские работники выехали за границу. Даже в высококвалифицированных отраслях (таких, как ИТ, инженерия, медицина) наблюдается отток кадров, поэтому компании не исключают наем специалистов из-за рубежа, если те имеют уникальные знания или опыт.

От введения единого разрешения выиграет и украинский бизнес. По опросам, более 23% компаний считают, что упрощение легализации иностранцев стимулировало бы их активнее нанимать работников из-за рубежа. До сих пор большинство работодателей не спешили этого делать: сейчас только около 13% украинских компаний открыто заявляют о готовности нанимать иностранцев. Основные причины — отсутствие насущной необходимости и языковой барьер, а также отсутствие опыта сотрудничества с иностранным персоналом. Однако ситуация меняется: с ростом кадрового голода все больше предприятий осознают необходимость искать работников за пределами страны. Если правовые процедуры станут проще, а государство будет гарантировать понятные условия, часть бизнеса будет готова привлекать иностранных специалистов для закрытия своих вакансий.

Возможные вызовы и риски

Несмотря на положительный эффект от дерегуляции трудоустройства, существуют и вызовы, которые придется учесть. Первый — конкуренция за трудовые ресурсы. Украина сейчас конкурирует со многими странами за тех же рабочих. В Европе тоже нехватка кадров, и государства вроде Польши, Чехии или Германии активно упрощают иммиграционные процедуры, чтобы привлечь работников из-за рубежа. Иностранный специалист будет сравнивать условия: уровень зарплат, социальные гарантии, ситуацию с безопасностью. К сожалению, украинские зарплаты пока значительно ниже западноевропейских, а военная неопределенность отпугивает многих потенциальных мигрантов. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы не стоит ожидать массового наплыва иностранных работников: их количество будет исчисляться скорее десятками тысяч, а не миллионами. Для того чтобы иностранцы действительно выбирали Украину, работодателям придется предлагать конкурентную оплату труда и возможности для переселения семей, иначе они поедут в Польшу или Германию, где эти условия лучше.

Второй вызов — интеграция иностранцев в рабочие коллективы и общество. Языковой барьер и культурные различия могут затруднять сотрудничество: 44% украинцев называют языковую проблему, а 30% — разницу культур и традиций среди причин настороженного отношения к иностранным коллегам. Поэтому параллельно с упрощением найма нужны программы адаптации: языковые курсы, ориентация на рабочем месте, мероприятия для взаимопонимания в коллективах. Бизнес также ожидает от государства поддержки в адаптации работников (26% компаний отмечали такую потребность).

Третий вызов — реализация реформ на практике. Нужно создать и настроить новый портал вакансий, обеспечить быстрый обмен данными между миграционной службой, центрами занятости и консульствами. Важно, чтобы декларативное «упрощение» не превратилось в новые бюрократические барьеры из-за технических сбоев или несинхронности ведомств.

Контроль за условиями труда иностранцев тоже критически необходим: государство должно предотвратить возможные злоупотребления, случаи нелегального труда или трудовой эксплуатации мигрантов. Для этого, как советуют специалисты, следует усилить инспекцию труда и четко определить правила депортации в случае нарушения законов — чтобы новая система была справедливой и безопасной для всех участников.

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

Опыт других стран и перспективы

Идея объединить вид на жительство и работу для иностранцев не является украинским ноу-хау, а стандартной практикой ЕС. Законопроект прямо опирается на европейскую директиву о едином разрешении: в странах Союза человек получает одну пластиковую карточку на проживание, в которой сразу прописано право на работу. Это упрощает контроль, устраняет лишние инстанции и делает правила понятными для инвесторов и международных компаний, которым легче переводить сотрудников в украинские офисы или нанимать людей под проекты.

Польша уже показала, как это работает на практике: в начале 2025 года там официально работает более 1,6 млн иностранцев, около двух третей из них — украинцы. Мигранты покрывают дефицит кадров в строительстве, промышленности и сфере услуг.

Для Украины упрощение доступа на рынок труда — лишь первый шаг. Эффект от реформы зависит от стабильности экономики, уровня зарплат и качества жизни: только в этом случае страна станет реально привлекательной для иностранной рабочей силы и квалифицированных специалистов.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают