Украина открывает атомную энергетику для частного бизнеса: что изменит закон о ММР

10 октября 17:08

В Украине хотят разрешить частным компаниям строить малые атомные станции. Об этом сообщает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на информацию от Комитета по вопросам энергетики и ЖКУ.

Там 9 октября состоялась презентация соответствующего проекта закона. На мероприятии присутствовали представители Посольства США, Великобритании, Франции, Представительства Европейской Комиссии, а также представители Минэнерго, НКРЭКУ, Энергоатома, Госатомрегулирования, Укрэнерго, ДТЭК, профильных ассоциаций и промышленных компаний.

Председатель профильного подкомитета Анатолий Костюх пояснил: эти проекты финансируются за счет американского бюджета, и они направлены на две плоскости. Это может быть проработка внедрения малых модульных реакторов, как на предприятия ТЭС, которые работают сейчас на угле в рамках нашей декарбонизации. И второе направление этой работы — это возможность внедрения малых модульных реакторов на крупных предприятиях, энергоемких предприятиях, которые потребляют много электрической энергии.

А предложенный законопроект создает базу для развития малых модульных реакторов в Украине — как технологической, так и инвестиционной платформы. Его цель — модернизировать энергосистему, обеспечить энергетическую независимость и привлечь частный капитал в отрасль, которая традиционно была монополизирована государством.

Что такое малый модульный реактор (ММР): основные характеристики

  • Поставка в виде модулей, заводская сборка.
  • Пассивные системы безопасности.
  • Мощность: 300 — 470 МВт.
  • Маневренность — не менее 20% от номинальной.
  • Срок строительства — 3 5 лет.
  • Стоимость ($/kWe) — 6000 — 12000 (или 2000 — 3000 при переоборудовании ТЭС).

Он способен решить такие проблемы украинской энергетики как декарбонизация, замена ТЭС, централизованное теплоснабжение, производство водорода, опреснение воды, балансировка энергосистемы.

Среди преимуществ ММР — быстрое строительство и запуск. Модули производятся на заводе, доставляются готовыми модулями и быстро монтируются на месте. Это сокращает время и затраты на строительство по сравнению с крупными АЭС.

Кроме того, новые модули можно добавлять постепенно, как конструктор LEGO. Реакторы можно устанавливать на месте старых ТЭС или ТЭЦ, а также в отдаленных районах с ограниченными электросетями.

ММР также оснащены автоматическими системами защиты, которые самостоятельно останавливают реактор в случае аварии без участия человека.

Среди других положительных характеристик ММР выделили:

  • Экологичность. Производство чистой энергии без выбросов CO₂ помогает выполнять международные климатические обязательства Украины.
  • Экономическую эффективность. Заводское производство уменьшает затраты, а меньшие размеры позволяют использовать существующую инфраструктуру.
  • Возможность привлечения частных инвестиций. Прозрачные правила создают условия для участия частного бизнеса в строительстве и эксплуатации ММР.

Читайте также: Галущенко: В Украине могут появиться частные атомные электростанции

ММР в мировой энергетической практике

Стоит вспомнить такие проекты, как BWRX300. Строительство первых четырех ММР уже началось в Канаде.

Если мы говорим о Польше, то по этим технологиям уже частная компания определила и утвердила семь участков для строительства будущих ММР. В общем, там запланировано построить 30 таких реакторов.

Также нужно обратить внимание на такие проекты:

  • Rolls-Royce SMR (Великобритания): государственная поддержка; планы для Чехии и Швеции.
  • NuScale VOYGR (США): Румыния — шесть ММР в Doicești; подготовительные работы.
  • SMR-300 (США): Украина — соглашение «Энергоатома» с Holtec по производству компонентов ММР.
  • NUWARD (Франция): Проект в списке ЕК для поддержки.
  • Natrium (США): Демонстрационная установка в Вайоминге, на месте бывшей ТЭС.

Какие законодательные изменения нужны Украине, чтобы бизнес мог строить ММР

Сегодня предпроектный девелопмент — то есть поиск и изучение потенциальных площадок под строительство, подготовка технико-экономических обоснований — требует лицензирования, что снижает заинтересованность инвесторов.

Также действующее законодательство обязывает подавать сразу три альтернативные площадки для строительства атомных установок, что не соответствует специфике ММР.

Предложенные изменения:

  • Отмена обязательного лицензирования предпроектного девелопмента для ММР.
  • Отмена требования подавать три альтернативных участка.
  • Упрощение перепрофилирования старых ТЭС и ТЭЦ в ядерные объекты — без повторного ввода в эксплуатацию вспомогательных сооружений, оставшихся от предыдущих объектов.
  • Разрешить частную собственность на ядерное топливо, используемое в ММР.
  • При этом сохранить государственную монополию на хранение, переработку и обращение с радиоактивными отходами.

Новые правила игры: частные инвесторы смогут строить и управлять малыми реакторами

Председатель профильного подкомитета Анатолий Костюх во время презентации законопроекта отметил следующее:

На сегодня эта сфера (энергетическая, — ред.) довольно таки зарегулирована, и она, как бы так сказать, не приемлема для частного инвестора, частных инвестиций мировых, поэтому это нужно менять. И у нас есть пути этого решения. В этом законопроекте мы там предлагаем пути решения, — сказал он.

Первое решение — это создать обновленную модель оператора ядерной установки со свободным рынком эксплуатационных организаций.

Второе — упростить разработку и утверждение проектов строительства, урегулировать право частной собственности на топливо для ММР, и при этом оставить за государством монополию на управление радиоактивными отходами и их хранилищами.

Когда мы отмечали об обновлении модели оператора ядерной установки, то какие перед нами вызовы появились? То есть сейчас закон не предусматривает свободного выбора операторов установок, — пояснил Костюх.

Во всех без исключения случаях, операторов назначает Кабинет министров Украины. Также есть обязательность собственности на ядерную установку, что ограничивает круг операторов. По факту, на сегодняшний день оператором может быть исключительно сам владелец ядерной установки. Чтобы устранить этот противоречивый момент, Костюх предлагает следующее:

Обновить дефиницию эксплуатационной организации, то есть оператора, ядерной установки, исключив обязательность назначения оператора Кабинета министров Украины.

Определить право владельцев частных ММР самостоятельно выбирать операторов установок среди лицензированных игроков, которых будет лицензировать ГИАР. Для ядерных объектов государственной собственности оператора будет назначать Кабинет министров Украины. Лицензирование деятельности операторов остается обязательным, согласно всем нормам и вызовам.

Когда мы говорим об упрощении разработки и утверждения проектов строительства в этом законопроекте, то сейчас предпроектный девелопмент, это поиск и изучение потенциальных площадок, начально-техническое и экономическое обоснование требует обязательного лицензирования, что уменьшает заинтересованность по нашему мнению инвесторов, — пояснил Костюх.

По его словам, сейчас в украинской законодательной базе сохраняются устаревшие требования, которые нецелесообразны для проектов по перепрофилированию ТЭС и ТЭЦ на ММР, то есть требование одновременно принимать в эксплуатацию весь комплекс оборудования и сооружений на территории объектов ядерной энергетики, вместе с объектами производственного и бытового назначения.

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

Какие пути решения? Отменить лицензирование предпроектного девелопмента для ядерных установок с ММР, отменить обязанность подавать три альтернативных участка для строительства ядерных установок с ММР, упростить возможность перепрофилирования существующих площадок ТЭЦ в площадки АЭС с ММР, убирать необходимость повторно принимать в эксплуатацию уже построенные на площадке объекты, которые остались в наследство от ТЭЦ.

Следующие шаги и приглашение к сотрудничеству

В дальнейшем, чтобы успешно внедрить ММР для удовлетворения энергетических потребностей Украины, в профильном комитете планируют начать работу над унификацией нормативно-правовой базы и процессов лицензирования ММР. Кроме того, планируют создать целевые механизмы финансирования и привлечения инвестиций.

Также в ближайшее время необходимо будет создать условия для подготовки высококвалифицированного персонала для эксплуатации ММР и объединить усилия международных партнеров, инвесторов, технологических компаний и институтов для сотрудничества в сфере ММР с целью усиления устойчивости энергетического сектора.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают