Украина закупит электровозы Alstom для железной дороги: как соглашение с Францией повлияет на логистику и экономику

17 ноября 19:22
ФОТО

Во время официального визита президента Украины Владимира Зеленского в Париж в понедельник украинская делегация достигла важной договоренности с французской машиностроительной компанией Alstom о поставке 55 новых электропоездов для «Укрзализныци». Об этом глава государства сообщил на совместной пресс-конференции с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, передает «Коммерсант Украинский».

Соглашение стало одним из ключевых результатов переговоров лидеров и дополнило пакет экономического и инфраструктурного сотрудничества между странами. По словам Зеленского, оно является очередным шагом в укреплении украинской логистики и обновлении железнодорожного парка, потребность в котором резко возросла в условиях полномасштабной войны.

Сегодня мы имеем еще одно очень важное соглашение на приобретение во Франции 55 новых электровозов. Это контракт между нашей «Укрзализныцей» и французской Alstom. Мы всех приветствуем, — заявил Зеленский, отметив стратегический характер проекта.

Он также добавил, что Украина настроена расширять сотрудничество с Францией в сфере транспортной модернизации и в дальнейшем.

Президент Франции Эмманюэль Макрон, комментируя договоренность, подчеркнул, что Париж поддерживает развитие украинской критической инфраструктуры и готов помогать в восстановлении транспортной системы страны. Он приветствовал подписание соглашения между Alstom и «Укрзализныцей», назвав его примером долгосрочного экономического партнерства.

Кроме того, по словам вице-премьера по восстановлению Алексея Кулебы, заключенное соглашение — это инвестиция, укрепляющая экономическую безопасность и позволяющая решить критическую проблему — сильную изношенность локомотивного парка.

Она решает критическую проблему — устаревший парк тягового подвижного состава, средний возраст которого более 46 лет. Без такого обновления экспортной отрасли грозила бы потеря грузовых мощностей, поскольку железная дорога на сегодня — ключевой перевозчик, — подчеркнул Кулеба.


Новый локомотивный парк для Украины: как соглашение с Alstom изменит логистику и экспорт

Закупка новых электровозов — часть масштабного процесса модернизации подвижного состава «Укрзализныци». На сегодня значительная часть локомотивного парка предприятия изношена, ведь средний возраст электровозов превышает 40 лет. Это приводит к высоким затратам на ремонт, снижению скорости перевозок и регулярным техническим сбоям.

Партнерство с Alstom может изменить ситуацию. Компания является одним из мировых лидеров производства локомотивов и железнодорожных технологий, а ее решения активно используют страны ЕС, Северной Африки и Азии. Для Украины это означает возможность получить современные локомотивы, способные работать в условиях интенсивной нагрузки на железнодорожную сеть, которая возросла из-за военных логистических вызовов.

Обновление электровозного парка также критично для экспорта украинской продукции, прежде всего аграрной и металлургической. Учитывая ограниченность морских маршрутов и зависимость от «логистических коридоров солидарности», железная дорога фактически выполняет роль опорного канала внешней торговли.

Экономические эксперты отмечают, что привлечение французских финансовых инструментов может предоставить «Укрзализныце» доступ к кредитам с приемлемыми ставками в условиях военной экономики.

Еще один важный аспект — потенциальная локализация отдельных элементов сервиса и технического обслуживания в Украине. Это создаст дополнительные рабочие места и усилит компетенции отечественного машиностроительного сектора.

Украина покупает 55 электровозов Alstom: что говорят в «Укрзализныце»

Национальный железнодорожный перевозчик детализирует: сейчас техническое состояние локомотивов приближается к критическому: более 96% машин изношены, а через 2-3 года дефицит тяги мог бы резко ограничить перевозки и забрать до 10% грузовых доходов ежегодно.

Сам же контракт с Alstom стал результатом международного тендера Всемирного банка, в котором участвовали более десяти производителей из Европы и Азии. Предложение Alstom прошло детальную независимую оценку и было признано лучшим по технико-экономическим параметрам. Исследование консультантов показало, что стоимость двухсистемных электровозов высокой мощности является конкурентной, а грантовая поддержка удешевляет проект для УЗ на 37%. Общая сумма контракта — 473 млн евро.

Первый локомотив планируют получить в первом квартале 2027 года, полную партию — до 2029-го. Новые 55 электровозов заменят примерно 80 устаревших машин и позволят сократить операционные расходы более чем на 30%. Соглашение также включает сервисную поддержку, запасные части и обучение персонала.

Хотя производство будет происходить во Франции, договорено о привлечении украинских предприятий к поставке компонентов в рамках сервисного цикла — от систем безопасности до кабельной продукции. В 2026 году запланирована большая встреча производителей для запуска сотрудничества, а в Украине создадут современный сервисный центр для обслуживания локомотивов.

Проект поддерживают международные партнеры: 173 млн евро — грант URTF Всемирного банка, еще 300 млн евро — льготный кредит ЕБРР. Соглашение стало возможным благодаря поддержке правительства и предоставленным государственным гарантиям.


Франция как стратегический партнер Украины: детали

Украинско-французское экономическое партнерство в последние годы существенно активизировалось. Париж видит возможность для французских компаний участвовать в восстановлении украинской энергетики, транспорта, оборонного сектора и строительства. Подписание соглашения с Alstom укрепляет эту тенденцию, демонстрируя, что несмотря на войну Украина остается привлекательным партнером для крупных европейских производителей.

Для Украины же поддержка со стороны одного из ключевых членов ЕС важна не только в контексте безопасности, но и в сфере экономического развития. Новые локомотивы могут стать частью долгосрочного плана восстановления транспортной инфраструктуры и интеграции Украины в европейское транспортное пространство.

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

Alstom: французский гигант, который задает темп мировому железнодорожному рынку

Alstom — одна из ведущих мировых компаний в сфере железнодорожного машиностроения и транспортных технологий, основанная во Франции и со штаб-квартирой в городе Сен-Уэн. Компания специализируется на разработке и производстве локомотивов, электропоездов, скоростных поездов, трамваев, метрополитенов, а также систем сигнализации, автоматизации и комплексных решений для управления транспортной инфраструктурой.

Alstom наиболее известна как производитель скоростных поездов TGV, которые десятилетиями остаются символом французских технологий и экспорта транспортных инноваций. Компания работает более чем в 60 странах мира и сотрудничает с национальными перевозчиками ЕС, Азии, Африки и Северной Америки. Портфель Alstom охватывает полный жизненный цикл продукции — от проектирования и производства до сервисного обслуживания, модернизации и цифровых решений для подвижного состава.

В 2021 году Alstom существенно расширила свои возможности после приобретения транспортного подразделения Bombardier, что позволило компании укрепить позиции на глобальном рынке и расширить линейку продукции. Сегодня Alstom активно инвестирует в технологии «зеленого» транспорта, в частности водородные поезда и энергоэффективные решения для городских систем. Компания позиционирует себя как двигатель устойчивого и инновационного развития мировой железнодорожной инфраструктуры.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают