Украинские предприниматели преодолевают вызовы, проявляют гибкость и пытаются развивать свое дело — исследование

28 октября 2024 14:08

Украинские предприниматели устойчиво преодолевают вызовы, продолжая развитие своего дела и открывая новые бизнесы. Такой вывод можно сделать на основании результатов исследования Mastercard SME Index 2024, в рамках которого было исследовано состояние и ключевые потребности микро-, малого и среднего бизнеса в Украине, а также перспективы их развития, сообщает Коммерсант украинский«Коммерсант Украинский».

Согласно результатам исследования, например, каждый шестой опрошенный предприниматель открыл свой текущий бизнес уже после начала полномасштабной войны, при этом 66% из них не имели предыдущего опыта бизнес-деятельности.

Среди основных вызовов, которые отмечают украинские предприниматели — необходимость финансирования для развития бизнеса, а также нехватка заказов и рынков сбыта. Кроме того, каждый пятый респондент указывает на нехватку персонала.

В рамках исследования Mastercard SME Index 2024 выявлены и другие тенденции развития украинского бизнеса. Остановимся на некоторых из них.

Стабильно растет тренд на безналичные расчеты

Сегодня 9 из 10 украинских субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) предоставляют возможность рассчитаться за товары или услуги безналично, 17% из них начали принимать такие формы расчетов в течение последних двух лет. Стоит отметить, что для 80% предпринимателей безналичные оплаты приносят более половины дохода — это на 8 процентных пунктов больше по сравнению с предыдущим годом.

В частности, выросли такие формы расчетов: по реквизитам (такой вид расчетов предлагают 58% опрошенных предпринимателей), через POS-терминал (34%) и онлайн-оплаты на сайте или через платежные сервисы (34%). В то же время переводы на карту (40%) как форма оплаты снизились на 6 п.п. по сравнению с прошлым годом.

Предприниматели все больше фокусируются на экспорте

Несмотря на текущие вызовы, украинский малый и средний бизнес проявляет гибкость и ищет способы поддержки и развития своего дела. Так, 27% предпринимателей участвовали в грантовых программах от государства или других организаций.

Одним же из главных способов масштабирования украинские предприниматели называют развитие экспорта. Каждый шестой респондент (16%) уже продает свои товары или услуги за границу, а еще 40% планируют выходить на зарубежные рынки. Наиболее популярными странами для экспорта стали Польша (32%), Германия (22%), США (16%), Литва и Италия (по 13%).

Примечательно, что 88% предпринимателей, которые ведут бизнес как на внутреннем, так и на иностранных рынках, за последний год заметили увеличение спроса среди украинцев на продукцию украинских производителей.

Распространяется диджитализация и внедрение искусственного интеллекта

Как показывают результаты исследования Mastercard SME Index 2024, уже 3 из 4 предпринимателей активно используют цифровые каналы для представления товаров и услуг своего бренда. В частности, 37% предприятий имеют собственный веб-сайт, четверть опрошенных (24%) представлены на маркетплейсах, а каждый шестой предприниматель (16%) разработал мобильное приложение для своего бизнеса.

Кроме того, украинские предприниматели активно внедряют инновационные инструменты и сервисы в свою деятельность, в частности с искусственным интеллектом. Так, уже каждый пятый предприниматель (21%) пользуется функционалом ИИ в своей бизнес-деятельности: среди микробизнесов этот показатель составляет 16%, среди малых бизнесов — 30%, а среди средних бизнесов — 47%. Еще 34% респондентов отметили, что им интересно познакомиться с возможностями этих технологий.

Самые распространенные направления применения инструментов и сервисов на основе ИИ среди предпринимателей включают разработку маркетинговых, SMM и коммуникационных стратегий, перевод на другие языки, коммуникацию с клиентами в цифровых каналах, генерирование изображений и написание текстов.

Василевич Сергій
Редактор

Сейчас читают