«Укрзализныця» готовит масштабную оптимизацию: продажа активов, сокращение штата и «разгосударствление» больниц
7 ноября 21:56
Государственная компания «Укрзализныця» планирует избавиться от непрофильных активов — таких как больницы, водопроводы или лишние депо — в рамках масштабной программы оптимизации.
Об этом заявил председатель правления компании Александр Перцовский во время разговора с журналистами, сообщает hromadske, передает «Коммерсант Украинский».
Цель — достичь экономического эффекта около 17 млрд грн до 2026 года.
«17 миллиардов гривен — это годовой эффект 2026 года. Очень амбициозная цель… Реалистично, дай Бог, выйти на 80-90%», — сказал Перцовский.
Что именно планируют оптимизировать
По словам руководителя УЗ, программа включает несколько направлений:
- продажу лома;
- передачу непрофильных активов, в частности больниц, коммунальных сетей и водопроводов;
- сокращение административного персонала;
- объединение региональных железных дорог.
Больницы передают в систему Минздрава
Ведомственные медучреждения «Укрзализныци» передают новым владельцам — в сотрудничестве с Министерством здравоохранения.
По словам Перцовского, речь идет не о закрытии, а о сохранении медицинского профиля и персонала:
«В Харькове одна больница становится Центром сердца, другая во Львове уже стала университетской больницей. Они сохраняют профиль и персонал, просто переходят к тем, кто должен заниматься медициной», — пояснил он.
Коммунальные объекты — у общины, но не все хотят брать
Среди непрофильных активов компании — водопроводы и инфраструктура коммунального типа.
Их пытаются передать на баланс местных громад, но, по словам Перцовского, часто города не готовы брать эти объекты:
«Их устраивает, когда железная дорога этим занимается», — добавил руководитель УЗ.
«Укрзализныця» остается одним из крупнейших должников среди госкомпаний
Внешний долг компании превышает 1 миллиард долларов.
Кроме того, летом компания объявила тендер на поиск международного юридического советника, который должен сопровождать ее в «сверхсложном процессе» урегулирования задолженности.
В то же время правительство выделило государственное финансирование для компенсации убытков от пассажирских перевозок: в 2025 году железная дорога получит 13 миллиардов гривен, а в 2026-м — еще 16 миллиардов.