«Укрзализныця» на грани: кто и как довел компанию до системного кризиса
29 октября 17:23
РАЗБОР ОТ «Укрзализныця» — стратегическая артерия страны, без которой остановится не только экономика, но и военная логистика. Однако сегодня компания стоит на грани системного коллапса. Отсутствие финансового плана, кадровый хаос, разрушенные звенья управления, неконтролируемый рост тарифов и хроническая неэффективность — все это создает реальную угрозу не только бизнесу, но и национальной безопасности.
О кризисе в УЗ, его причинах и путях выхода из него читайте в материале «Коммерсант Украинский». Своими оценками делятся народные депутаты, отраслевые эксперты и представители промышленности.
Бэкграунд: от надежд на реформу до системного паралича
«Укрзалізниця» после 2014 года должна была стать символом очищения государственного сектора. Смена менеджмента, введение наблюдательных советов, приход независимых директоров — все это воспринималось как шаг к реформам. Но, как признают участники рынка, за десять лет компания так и не избавилась от своей «коррупционной легендарности».
Финансовый вакуум и управленческий паралич
Народный депутат Оксана Савчук отмечает: проблема начинается с элементарного — отсутствия финансового плана.
Нужно принять финансовый план УЗ на 2025 и 2026 годы. Потому что отсутствие финансового плана порождает неэффективность среднего звена менеджеров, которые не могут вовремя провести первые работы или закупки, — указывает политик.
По ее словам, компания фактически осталась без стабильного управленческого ядра:
Сегодня из 6 человек осталось 3. И то эти специалисты больше по «Укрпочте», а специалисты-железнодорожники переведены в статус советников.
Кроме того, Савчук обращает внимание на ошибочность кадровой политики и краткосрочные контракты:
Хорошие специалисты не готовы идти работать на контракты сроком от 3-х до 12 месяцев. Нужно ввести контракты более длительного срока. Хотя бы 3 года, — предлагает нардеп.
И добавляет: Правительство должно перестать делать ставку на «ручных менеджеров», потому что цена ошибок в военное время слишком высока:
Председатель правления УЗ должен быть специалистом, потому что вызовы по безопасности сверхсерьезные. Непрофессиональное лицо может ухудшить и так непростую ситуацию… Уже и так Кабмин затянул с наблюдательным советом, и это повлияло на отсутствие финансового плана и как результат — на ухудшение работы.
Каленков: «Легендарная коррупционная компания», сжигающая деньги
Президент объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков формулирует свою оценку эффективности работы УЗ еще жестче:
Эта ситуация не сегодня появилась, эта ситуация в «Укрзализныце» уже на протяжении нескольких лет, сколько мы знаем «Укрзализныцю» — это такая легендарная коррупционная компания, в которой сгорают очень много денег.
Он напоминает, что после 2014 года все ждали реформу, но:
За последние 10 лет практически ничего не изменилось… «Укрзализныця», как была непрозрачная структура, которая своей неэффективностью сжигает деньги, так и осталась, — считает эксперт.
Каленков называет ключевую структурную проблему — вынужденное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.
В этом году ожидается, что от пассажирских перевозок «Укрзализныця» получит где-то 7 миллиардов гривен. А потратит более 30 миллиардов. Это не бизнес, — добавляет он.
При этом государство, вместо того чтобы дотировать убыточный сегмент, просто позволяет компании поднимать тарифы на грузоперевозки, чем фактически наказывает промышленность:
Тарифы поднимались с 2022 года, потом еще летом — на 70%. Уже сейчас тарифы УЗ выше, чем в странах Восточной Европы. Это делает украинскую продукцию неконкурентоспособной… «АрселорМиттал» из-за политики тарифов УЗ рассматривает возможность существенного уменьшения производства. Это 5% всего грузооборота «Укрзализныци». И она может это потерять, — объясняет эксперт.
«Ситуация критическая»: предупреждение для бизнеса
Сейчас ситуация не просто тяжелая — ситуация критическая. Если государство не вмешается, мы можем потерять не только большую часть бизнеса, который пользуется УЗ, но и саму Укрзализныцю также, — предупреждает Каленков.
Он прямо указывает, кто должен отвечать:
Главный акционер компании — государство в лице Кабинета министров… Кабмин принимает кадровые решения, финансовые решения, утверждает финплан. У него есть все полномочия, чтобы навести порядок.
И добавляет, что именно Кабмин и Министерство инфраструктуры должны закрыть дефицит пассажирских перевозок (более 24 млрд грн), публично раскрыть финплан и дать оценку действиям менеджмента и Наблюдательного совета компании (состав которого обновился в этом году минимально, — ред).
«Заоблачные зарплаты, ноль эффективности» — парламентский контроль без влияния
Член парламентского Комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Николай Величкович подтверждает: кризис в «Укрзализныце» это не следствие войны, а результат многолетней бездеятельности.
По его словам, компания так и не реализовала ни одну из объявленных структурных реформ.
Очень много времени было потеряно в пустую в предыдущие годы, и каких-то существенных реформ в Укрзализныце не происходило… Было объявлено о разъединении УЗ на несколько частей — тяга, пассажирские, грузовые перевозки, инфраструктура. Но ни одна реформа не завершена. Началось — и не закончилось, — говорит политик.
Величкович жестко критикует работу Наблюдательного совета, который, несмотря на высокие зарплаты, остается фактически вне контроля парламента.
Наш комитет сколько раз пытался встретиться с Наблюдательным советом… Полное игнорирование. Заоблачные зарплаты членов Наблюдательного совета, а эффективности — не видим, — говорит он.
И добавляет, что «это вопрос ответственности непосредственно Кабинета министров. Это их ответственность полностью».
Эксперты и профильные политики убеждают, что «Укрзализныця» больше не может существовать в нынешней управленческой модели.
Без четкой финансовой политики, ответственного Наблюдательного совета, долгосрочных контрактов для менеджмента и прозрачной государственной поддержки пассажирского сектора система развалится.
Все эксперты, с кем говорила редакция, указывают на то, что Кабинет Министров — не просто главный акционер. Он является тем, кто имеет политическую и юридическую ответственность за выживание стратегической компании, которая до сих пор остается крупнейшей государственной монополией страны.
В начале октября Кабинет министров Украины утвердил обновленный состав Наблюдательного совета «Укрзализныци».
В него вошли четверо независимых членов:
- Эльжбета Ева Беньковская (Польша) — бывший министр инфраструктуры Польши и еврокомиссар;
- Гепард Хафер (Германия) — эксперт по логистике, работал в «Deutsche Bahn»;
- Максим Мокляк — бывший и.о. руководителя Государственной фискальной службы в 2015 году;
- Анатолий Амелин — предприниматель, соучредитель «Украинского института будущего».
Представителями государства стали:
- Давид Ломджария (Грузия) — председатель наблюдательного совета «Укроборонпрома»;
- Сергей Лещенко — бывший нардеп, бывший журналист;
- Александр Камышин — бывший председатель правления «Укрзализныци», бывший министр стратегических отраслей промышленности (продолжает работать, его назначили в 2024 году).
Только 28 октября стало известно также, что Наблюдательный совет «Укрзалізниці» переизбрал своим председателем Гепарда Хафера, а заместителем председателя наблюдательного совета — Сергея Лещенко.
Добавим, что премьер-министр Украины Юлия Свириденко недавно сообщила о том, что Правительство выделило дополнительные средства на защиту и восстановление энергообъектов и «Укрзализныци». Она обещала, что строительство инженерной защиты критической инфраструктуры будет ускорено.
Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры