«Укрзализныця» на грани: кто и как довел компанию до системного кризиса

29 октября 17:23
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

«Укрзализныця» — стратегическая артерия страны, без которой остановится не только экономика, но и военная логистика. Однако сегодня компания стоит на грани системного коллапса. Отсутствие финансового плана, кадровый хаос, разрушенные звенья управления, неконтролируемый рост тарифов и хроническая неэффективность — все это создает реальную угрозу не только бизнесу, но и национальной безопасности.

О кризисе в УЗ, его причинах и путях выхода из него читайте в материале «Коммерсант Украинский». Своими оценками делятся народные депутаты, отраслевые эксперты и представители промышленности.

Бэкграунд: от надежд на реформу до системного паралича

«Укрзалізниця» после 2014 года должна была стать символом очищения государственного сектора. Смена менеджмента, введение наблюдательных советов, приход независимых директоров — все это воспринималось как шаг к реформам. Но, как признают участники рынка, за десять лет компания так и не избавилась от своей «коррупционной легендарности».

Финансовый вакуум и управленческий паралич

Народный депутат Оксана Савчук отмечает: проблема начинается с элементарного — отсутствия финансового плана.

Нужно принять финансовый план УЗ на 2025 и 2026 годы. Потому что отсутствие финансового плана порождает неэффективность среднего звена менеджеров, которые не могут вовремя провести первые работы или закупки, — указывает политик.

По ее словам, компания фактически осталась без стабильного управленческого ядра:

Сегодня из 6 человек осталось 3. И то эти специалисты больше по «Укрпочте», а специалисты-железнодорожники переведены в статус советников.

Кроме того, Савчук обращает внимание на ошибочность кадровой политики и краткосрочные контракты:

Хорошие специалисты не готовы идти работать на контракты сроком от 3-х до 12 месяцев. Нужно ввести контракты более длительного срока. Хотя бы 3 года, — предлагает нардеп.

И добавляет: Правительство должно перестать делать ставку на «ручных менеджеров», потому что цена ошибок в военное время слишком высока:

Председатель правления УЗ должен быть специалистом, потому что вызовы по безопасности сверхсерьезные. Непрофессиональное лицо может ухудшить и так непростую ситуацию… Уже и так Кабмин затянул с наблюдательным советом, и это повлияло на отсутствие финансового плана и как результат — на ухудшение работы.


Каленков: «Легендарная коррупционная компания», сжигающая деньги

Президент объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков формулирует свою оценку эффективности работы УЗ еще жестче:

Эта ситуация не сегодня появилась, эта ситуация в «Укрзализныце» уже на протяжении нескольких лет, сколько мы знаем «Укрзализныцю» — это такая легендарная коррупционная компания, в которой сгорают очень много денег.

Он напоминает, что после 2014 года все ждали реформу, но:

За последние 10 лет практически ничего не изменилось… «Укрзализныця», как была непрозрачная структура, которая своей неэффективностью сжигает деньги, так и осталась, — считает эксперт.

Каленков называет ключевую структурную проблему — вынужденное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

В этом году ожидается, что от пассажирских перевозок «Укрзализныця» получит где-то 7 миллиардов гривен. А потратит более 30 миллиардов. Это не бизнес, — добавляет он.

При этом государство, вместо того чтобы дотировать убыточный сегмент, просто позволяет компании поднимать тарифы на грузоперевозки, чем фактически наказывает промышленность:

Тарифы поднимались с 2022 года, потом еще летом — на 70%. Уже сейчас тарифы УЗ выше, чем в странах Восточной Европы. Это делает украинскую продукцию неконкурентоспособной… «АрселорМиттал» из-за политики тарифов УЗ рассматривает возможность существенного уменьшения производства. Это 5% всего грузооборота «Укрзализныци». И она может это потерять, — объясняет эксперт.


«Ситуация критическая»: предупреждение для бизнеса

Сейчас ситуация не просто тяжелая — ситуация критическая. Если государство не вмешается, мы можем потерять не только большую часть бизнеса, который пользуется УЗ, но и саму Укрзализныцю также, — предупреждает Каленков.

Он прямо указывает, кто должен отвечать:

Главный акционер компании — государство в лице Кабинета министров… Кабмин принимает кадровые решения, финансовые решения, утверждает финплан. У него есть все полномочия, чтобы навести порядок.

И добавляет, что именно Кабмин и Министерство инфраструктуры должны закрыть дефицит пассажирских перевозок (более 24 млрд грн), публично раскрыть финплан и дать оценку действиям менеджмента и Наблюдательного совета компании (состав которого обновился в этом году минимально, — ред).

«Заоблачные зарплаты, ноль эффективности» — парламентский контроль без влияния

Член парламентского Комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Николай Величкович подтверждает: кризис в «Укрзализныце» это не следствие войны, а результат многолетней бездеятельности.

По его словам, компания так и не реализовала ни одну из объявленных структурных реформ.

Очень много времени было потеряно в пустую в предыдущие годы, и каких-то существенных реформ в Укрзализныце не происходило… Было объявлено о разъединении УЗ на несколько частей — тяга, пассажирские, грузовые перевозки, инфраструктура. Но ни одна реформа не завершена. Началось — и не закончилось, — говорит политик.

Величкович жестко критикует работу Наблюдательного совета, который, несмотря на высокие зарплаты, остается фактически вне контроля парламента.

Наш комитет сколько раз пытался встретиться с Наблюдательным советом… Полное игнорирование. Заоблачные зарплаты членов Наблюдательного совета, а эффективности — не видим, — говорит он.

И добавляет, что «это вопрос ответственности непосредственно Кабинета министров. Это их ответственность полностью».

Эксперты и профильные политики убеждают, что «Укрзализныця» больше не может существовать в нынешней управленческой модели.

Без четкой финансовой политики, ответственного Наблюдательного совета, долгосрочных контрактов для менеджмента и прозрачной государственной поддержки пассажирского сектора система развалится.

Все эксперты, с кем говорила редакция, указывают на то, что Кабинет Министров — не просто главный акционер. Он является тем, кто имеет политическую и юридическую ответственность за выживание стратегической компании, которая до сих пор остается крупнейшей государственной монополией страны.

В начале октября Кабинет министров Украины утвердил обновленный состав Наблюдательного совета «Укрзализныци».

В него вошли четверо независимых членов:

  • Эльжбета Ева Беньковская (Польша) — бывший министр инфраструктуры Польши и еврокомиссар;
  • Гепард Хафер (Германия) — эксперт по логистике, работал в «Deutsche Bahn»;
  • Максим Мокляк — бывший и.о. руководителя Государственной фискальной службы в 2015 году;
  • Анатолий Амелин — предприниматель, соучредитель «Украинского института будущего».

Представителями государства стали:

  • Давид Ломджария (Грузия) — председатель наблюдательного совета «Укроборонпрома»;
  • Сергей Лещенко — бывший нардеп, бывший журналист;
  • Александр Камышин — бывший председатель правления «Укрзализныци», бывший министр стратегических отраслей промышленности (продолжает работать, его назначили в 2024 году).

Только 28 октября стало известно также, что Наблюдательный совет «Укрзалізниці» переизбрал своим председателем Гепарда Хафера, а заместителем председателя наблюдательного совета — Сергея Лещенко.

Добавим, что премьер-министр Украины Юлия Свириденко недавно сообщила о том, что Правительство выделило дополнительные средства на защиту и восстановление энергообъектов и «Укрзализныци». Она обещала, что строительство инженерной защиты критической инфраструктуры будет ускорено.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают