«Укрзализныця» впервые с 2021 года не применяет механизмы «разогрева» цен на вагоны-зерновозы, — эксперт
18 ноября 2024 18:43
В ноябре 2022 года пользование одним вагоном-зерновозом стоило агропроизводителю 13 000 грн в сутки, в ноябре 2023 года — 4300 грн в сутки, а сегодня — всего 260 грн в сутки.
Одним из решающих факторов рекордного роста объема перевозки грузов по железной дороге на экспорт за 10 месяцев 2024 года и равновесия на рынке железнодорожных перевозок стало то, что в отличие от предыдущих сезонов, сейчас «Укрзализныця» не применяет принуждения к приобретению ее вагонов и не применяет тех механизмов, которые в 2021, 2022 и 2023 годах служили факторами сногсшибательного подорожания пользования вагонами-зерновозами. Об этом отмечает эксперт рынка логистики, член Комитета по логистике Европейской бизнес-ассоциации Юрий Щуклин.
Он напомнил, что в 2023 году этими механизмами были: искусственное формирование у производителей и экспортеров негативных тревожных ожиданий, по удорожанию вагонных парков и, одновременное (!) ограничение предложения вагонов, проведение аукционов с согласованным участием посредников операторов частных парков (которые выкупали предложение «Укрзализныци» и формировали маркер цен на рынке стартовыми ценами). Такие аукционы имитировали «ажиотажный спрос» и приводили к еще большему росту цен на вагоны-зерновозы.
В 2022 году «Укрзализныцей» был спровоцирован дефицит свободных вагонов и сногсшибательное подорожание их аренды и стоимости пользования (которая иногда взлетала до 5% стоимости нового вагона). Главным фактором этого было то, что УЗ начала беспорядочно принимать к перевозке гораздо больше вагонов, чем принимающие стороны могли обработать, поэтому вагонные парки были связаны в многодневных очередях, что провоцировало ажиотаж и спекуляции.
Осенью 2021 года «Укрзализныця» впервые применила аукцион (на повышение цены) в сезон пикового спроса, с одновременным ограничением предложения вагонов и искусственным замедлением движения, и это уже тогда привело к резкому росту расходов агропроизводителей и доходов вагонных парков.
«Сегодняшние параметры перевозки (суточный экспорт, горизонт планирования, пропускные и перерабатывающие мощности, количество вагонов, необходимых и достаточных для этих параметров, этих мощностей) — такие же, которые были в октябре и ноябре 2022 и 2023 годов. Но сегодняшняя стоимость пользования зерновозами составляет всего 260 грн в сутки. В то время в ноябре 2023 года ее задрали до 4300 грн в сутки. А в ноябре 2022 года — опять же, при тех же параметрах экспорта, пропускных способностей — цена пользования зерновозом вообще взлетала до 13 000 грн в сутки. Сегодня оборот грузовых вагонов приблизился к нормальным показателям, грузится то количество вагонов, которое выгружается, к перевозкам привлечено именно то количество вагонов, которое необходимо и равно непрерывной перевозке. Спрос на вагоны перестал быть мнимым и не навязывается, а движение не замедляется (по крайней мере пока). Благодаря этому ценообразование наконец стало рыночным, и стоимость пользования вагоном-зерновозом соответствует реальному соотношению спроса и предложения. Не берусь гадать о причинах, почему «Укрзализныця» сейчас не принуждает рынок к приобретению своих зерновозов. Но не верю что это голос разума, скорее боязнь», — объясняет Юрий Щуклин.
Эксперт обращает внимание, что несмотря на неприменение механизмов получения сверхдоходов от пользования вагонами в 2024 году, «Укрзализныця» все равно получила по итогам 9 месяцев чистую прибыль в 1,66 млрд грн.
Да, объем чистой прибыли в 5 раз меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Но миссия «Укрзализныци», государственной монополии — прежде всего обеспечение функционирования экономики государства, а не зарабатывание своей прибыли путем вымогательства средств у зависимых от железной дороги агропроизводителей. Когда ценообразование на пользование вагонами-зерновозами наконец стало рыночным, это положительно сказалось на настроениях агропроизводителей, повлияло на их планы по экспортным контрактам и в конце концов создало возможности для роста объемов перевозок экспортируемых зерновых грузов.
«Вот почему «Укрзализныця» теперь может говорить о рекорде и количественном и качественном, а производители зерновых грузов не переплачивают за перевозку, как это было в прошлые годы. Благодаря этому они будут иметь ресурс для увеличения урожаев, а следовательно — больших объемов для новых рекордов железной дороги. А рекорд прибыли «Укрзализныци» можно и желательно получать путем уменьшения расходов за счет уменьшения количества операций с грузами», — подытожил Юрий Щуклин.