«Укрзализныця» теряет груз и прибыль: на сколько сократят объемы перевозок
10 ноября 17:20
«Укрзализныця» прогнозирует дальнейшее падение грузовых перевозок в 2025 году — на 7% по сравнению с прошлым годом. Общий объем сократится до 160 млн тонн, тогда как в 2024 году перевозчик транспортировал 173 млн тонн. Об этом пишет Интерфакс-Украина, передает «Коммерсант Украинский».
Согласно прогнозу компании, рост в следующие два года будет минимальным — лишь до 161-162 млн тонн, что означает стагнацию после нескольких лет спада.
Что именно сократят
Наибольшее снижение ожидается в ключевых категориях:
- Зерно и мука — 31 млн тонн (минус 22,5% от 2024 года).
- Стройматериалы — с 35 млн тонн до 30-32 млн тонн.
- Каменный уголь — минус 17%, с 23 до 19 млн тонн.
- Руда и марганец — стабилизация на уровне 43-44 млн тонн, но с последующим снижением до 42 млн тонн в 2027-м.
Частично компенсировать потери компания надеется за счет других видов грузов, объемы которых планируют увеличивать примерно на 1 млн тонн ежегодно.
Что известно о финансовом давлении
По данным «Интерфакс-Украина», в 2021-2025 годах грузопоток УЗ сократился на 49% — с 315 млн тонн до 160 млн.
Падение отразилось и на прибыльности:
- 2024 год — 20,4 млрд грн прибыли,
- 2026 год — ожидаемо 3,2 млрд грн,
- 2027 год — убытки 4,8 млрд грн.
Компания объясняет это фиксированными тарифами, которые не менялись с 2022 года, несмотря на то, что индекс цен производителей вырос на 69%.
Напомним, что во время доклада в Верховной Раде член Наблюдательного совета «Укрзализныци» Сергей Лещенко отметил, что все ресурсы «Укрзализныци» исчерпаны, а финансовое положение компании становится критическим. Если ситуация не изменится, украинская железная дорога может полностью остановиться.
Он сообщил, что за девять месяцев 2025 года чистые убытки компании составили 7,19 млрд грн, и без поддержки государства ситуация может стать критической.
Параллельно продолжается масштабная оптимизация активов: сокращение 25% административного персонала, передача непрофильных больниц и продажа избыточного имущества.
По словам председателя правления Александра Перцовского, УЗ пытается «удержать систему в движении», но без постепенной индексации тарифов и реструктуризации долгов компания рискует остаться убыточной уже в ближайшие два года.
Несмотря на частичное восстановление после первых лет полномасштабной войны, железная дорога все еще перевозит вдвое меньше грузов, чем в довоенном 2021 году.
Также власти готовят законодательные изменения, которые предусматривают структурное разделение «Укрзализныци» на несколько отдельных компаний.