Правительство повышает оборонные расходы: где возьмут деньги, как перекроили бюджет и в чем риски для Украины

7 октября 19:26

Кабинет Министров Украины предлагает увеличить расходную часть бюджета-2025 еще на 324,8 млрд грн, направив эти средства на нужды обороны. Это не жест щедрости, а скорее вынужденная реакция на военные вызовы. Особенность в том, что часть денег планируют «перехватить» из запланированных на 2026 год ресурсов в рамках инициативы ERA Loans (Евросоюз и страны «Большой семерки»).

Почему Правительство пошло на этот шаг, где будет пытаться найти финансирование и существуют ли у решения увеличить расходы на «оборонку» свои подводные камни и риски, разбирался «Коммерсант Украинский».

Что произошло

В понедельник, 6 октября, Правительство зарегистрировало законопроект об очередном увеличении расходов.

Глава Кабмина Юлия Свириденко объяснила: решение продиктовано динамикой фронта и постоянно меняющимися условиями боевых действий. Россия не собирается останавливаться, меняет тактику на фронте и только усиливает атаки на нашу энергетическую инфраструктуру в тылу.

Мы должны быть гибкими и быстро адаптировать наши расходы, чтобы дать Войску все необходимые средства и ресурсы противодействия врагу, — написала Свириденко на своей странице в Facebook.

Это уже второе повышение оборонных расходов в 2025-м: предыдущее, на 412,4 млрд грн, состоялось в конце июля. Такие промежуточные «ревизии» бюджета становятся почти традиционными в условиях полномасштабной войны.

Как часто и зачем корректируют бюджет

Корректировка бюджета посреди года — не исключение, а закономерность. Во время войны ситуация на фронте и потребности меняются быстрее, чем можно предсказать на этапе планирования.

Для примера: в 2023 году оборонный бюджет увеличивали дважды (в марте — на 537 млрд грн, в октябре — на 303 млрд). В 2024-м парламент одобрил одно повышение — в сентябре на 500 млрд грн.

Министерство финансов объясняет: причина в изменчивой динамике боевых действий и росте атак на гражданскую и энергетическую инфраструктуру.

Увеличение расходов для эффективного сопротивления агрессии является вынужденной необходимостью, — говорится в релизе Минфина.

Ранее Украина не могла направлять средства ERA Loans непосредственно на оборонные цели — это и было ограничением, которое правительство сейчас пытается снять.

Что такое ERA Loans и как они работают

Инициатива ERA Loans (Extraordinary Revenue Acceleration Loans) — один из механизмов финансирования Украины, созданный ЕС и странами G7. Источником являются так называемые «исключительные доходы» от замороженных государственных активов России.

Суть заключается в том, что страны-кредиторы (ЕС, США, Канада, Япония, Великобритания) предоставляют Украине кредиты, а их погашение будет происходить за счет доходов от этих замороженных российских активов.

Основные принципы ERA Loans:

  • все займы должны быть полностью переданы Украине до 31 декабря 2027 года;
  • не менее 95 % доходов от «иммобилизованных» активов направляются на погашение этих займов;
  • раньше Украина не могла свободно направлять часть этих средств на оборону — теперь эту возможность расширяют.

По оценкам Киевской школы экономики, общий объем ERA Loans может достичь около 50 млрд долларов США (≈ 45 млрд евро) в 2024 — 2027 годах.

Как Правительство планирует распределить дополнительные 324,8 млрд грн

Из общей суммы 310,5 млрд грн пойдут в общий фонд бюджета, который финансирует зарплаты, обеспечение, закупки и другие базовые расходы.

Распределение выглядит так:

Минобороны — более 301 млрд грн, из них:

  • около 211 млрд — непосредственно на нужды ВСУ,
  • 84,5 млрд — на закупку, ремонт и модернизацию техники,
  • 5,5 млрд — на реформу оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Нацгвардия — 8,2 млрд грн;

СБУ — 1,3 млрд грн;

Государственная специальная служба транспорта — почти 1 млрд грн.

Еще 14,3 млрд грн Кабмин предлагает направить в спецфонд, в частности:

  • Минобороны — 9,7 млрд грн (развитие ОПК, ремонт техники, закупка оружия);
  • Государственная служба связи и защиты информации — 4,3 млрд грн на закупку дронов;
  • Госпогранслужба — 82,9 млн грн;
  • ГУР и Служба внешней разведки — 28,8 млн и 7,9 млн грн соответственно.

Такое разделение между общим и специальным фондами позволит Кабинету Министров быть гибким, но в то же время требует строгого контроля, чтобы средства использовались именно по назначению.

Источники финансирования: откуда возьмут деньги

1. Основной источник — ERA Loans. Из увеличения бюджета 294,3 млрд грн планируют профинансировать именно средствами ERA. Это ключевой элемент, который меняет логику финансирования: ресурсы, запланированные на 2026 год, переносятся на текущий.

Во время предыдущего повышения расходов в июле правительство также полагалось на ERA, однако тогда еще нужно было получить разрешение Еврокомиссии использовать часть средств досрочно.

2. Увеличение налоговых поступлений. Дополнительно Правительство ожидает примерно 20 млрд грн от роста поступлений по НДФЛ и военного сбора — благодаря повышению зарплат военнослужащих в ноябре — декабре.

3. Сокращение гражданских расходов. Еще 10,4 млрд грн Правительство предлагает сэкономить за счет невоенных статей:

  • 6,5 млрд грн — уменьшение расходов на погашение ОВГЗ и процентных платежей благодаря укреплению гривны и мораторию на выплаты по еврооблигациям до 2027 года;
  • 3 млрд грн — экономия на кредитах, выданных под государственные гарантии;
  • до 1 млрд грн — сокращение неприоритетных расходов в государственных органах.

Читайте также: ЕС срочно ищет $19 млрд для покрытия бюджетного дефицита Украины, — FT

Рекордное увеличение бюджета военного времени: риски и вызовы

Зависимость от ERA Loans. Если поступления от замороженных российских активов окажутся ниже или задержатся, Украина может не получить полный объем ресурсов. Это создаст риск дефицита.

Ослабление бюджета-2026. Перенос части средств со следующего года фактически «одалживает будущее». Если помощь партнеров сократится, правительство будет иметь меньше возможностей покрывать потребности.

Политическая процедура. Законопроект уже зарегистрирован. Первое чтение запланировано на 21-23 октября, окончательное голосование — до 1 ноября. Если процесс затянется, это может отложить распределение средств.

Контроль и прозрачность. При таком масштабе финансирования контроль становится критически важным. Спецфонд не должен превратиться в «серую зону» без отчетности.

Почему Правительство пошло на рискованный шаг

Ситуация на фронте меняется каждую неделю. Поэтому потребности ВСУ не могут ждать нового бюджетного года.

Кроме того, сыграл большую роль тот фактор, что ERA Loans позволяют привлекать ресурсы без дополнительного долгового давления на Украину.

Среди других причин экономические аналитики выделяют:

  • использование доходов от российских активов — символически справедливое решение: агрессор финансирует сопротивление;
  • внутренние резервы сокращения расходов исчерпаны.

Они также подчеркивают, что в кейсе с увеличением расходов в смете-2025 стоит обратить особое внимание на:

  • фактическое поступление средств ERA: придут ли они вовремя и в полном объеме;
  • прозрачность распределения: обеспечит ли правительство отчетность и аудит использования ресурсов;
  • состояние бюджета-2026, ведь перенос средств уже создает потенциальный дефицит;
  • реакцию партнеров и правовой статус активов. Международная система все еще ищет устойчивые механизмы для их использования.

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают