Верховная Рада усиливает ответственность за угрозы военным: кого и как будут наказывать
2 сентября 18:10
С 1 сентября военнослужащие ТЦК во время процедуры оповещения военнообязанных должны фиксировать свои действия на бодикамеры, которые им закупило и выдает Минобороны. Как известно, это сделано во избежание конфликтных ситуаций, столкновений между работниками ТЦК и гражданами.
Но, кроме этого, Верховная Рада реанимировала законопроект, по которому предлагается наказывать тюремным сроком от 3 до 12 лет гражданских за угрозы насилием в адрес военнослужащего или его близкого родственника, за угрозы военному и оскорбление его чести и достоинства. К чему это приведет — разбирался «Коммерсант Украинский».
Парламентарии предлагают дополнить Уголовный кодекс статьей 345-2 «Угроза или насилие в отношении военнослужащего и оскорбление его чести и достоинства».
Оскорбление военнослужащего или его близких — штраф до 68 000 грн, общественные работы, пробационный надзор до 3 лет или ограничение свободы до 3 лет.
Угроза убийством, насилием или уничтожением имущества — ограничение или лишение свободы от 3 до 5 лет.
Побои или телесные повреждения (легкой/средней степени) — ограничение или лишение свободы от 3 до 7 лет.
Тяжкие телесные повреждения — лишение свободы от 5 до 8 лет.
Действия, совершенные повторно или группой лиц — лишение свободы от 8 до 12 лет.
Ответственность за эти действия согласно новой статье наступит только для гражданских лиц. Военнослужащие, резервисты и военнообязанные отвечают по военным статьям УК.
Как отметили народные депутаты в пояснительной записке, причина изменений — то, что действующая статья 435-1 УК касается только военнослужащих как субъектов. А по мнению депутатов, это несправедливо сужает сферу ответственности, ведь в большинстве случаев угрозы и оскорбления поступают именно от гражданских.
Конфликты только с военными из ТЦК
Юристы — в замешательстве. В Украине массового унижения военных не наблюдается. Если такие случаи и случаются, то в основном на бытовом уровне — во время или после застолья. Единственная категория, которая систематически подвергается давлению от населения — это сотрудники ТЦК.
«Если мы говорим о применении этой статьи УК в дальнейшем, то это именно для защиты ТЦК. К тому же там четко указано — «оскорбление чести и достоинства военного в связи с осуществлением мероприятий по безопасности и обороне». У нас гражданские сталкиваются с теми, кто осуществляет эти меры, именно в ТЦК. С рядовыми военными они пересекаются значительно реже», — объясняет адвокат Роман Лихачев.
Конфликты гражданских с военными случаются также при заселении в дома и квартиры в прифронтовых районах. Сейчас законодательство позволяет военным самовольно занимать здания, сооружения и т.д. для размещения личного состава и техники — и это не урегулировано.
«Бывает, занимают предприятие, выезжают — а оставляют огромные счета за электроэнергию, воду и так далее. У меня было дело: в 2022 году военные заняли предприятие, накрутили света на 300 000 грн, а предприниматель вынужден был сам погасить долг и теперь ждет возмещения от в/ч, которая там базировалась. Поэтому гражданские иногда не пускают военных — возникают конфликтные ситуации. Вот над чем депутатам надо подумать», — добавляет Лихачев.
Еще одна проблема — злоупотребления. Полицейские уже сейчас используют подобные нормы на бытовом уровне. Поссорились соседи, один из них — сотрудник МВД, и он пытается подать ситуацию как насилие в отношении представителя власти — хотя на тот момент он был не при исполнении обязанностей. Если похожие формулировки введут и в отношении военных (а их более миллиона), любой бытовой конфликт может быть представлен как умышленное нападение на военного.
«Надо четко определить, как применять эту статью. У нас полстраны ходит в камуфляже, но не все — военные. Поэтому должно быть прописано: военный должен представиться, показать документы, и к тому же, в момент инцидента выполнять задачи по безопасности и обороне», — отмечает адвокат.
Новая статья дублирует старую
И еще одна юридическая проблема. Законопроект предлагает дополнить УК новой статьей 345-2, но действующая ст. 435-1 «Оскорбление чести и достоинства военнослужащего, угроза военнослужащему» не отменяется. Это создает двойное регулирование одинаковых действий в зависимости от субъекта — военный или гражданский.
В ст. 435-1 не устранены недостатки, в частности — слишком узкий круг потерпевших (только те, кто сдерживает агрессию РФ), хотя угрозы — шире.
В новой статье 345-2 уточняется, что преступление должно быть связано с деятельностью военнослужащего — это позволяет отделить бытовые конфликты от уголовных правонарушений, чего не хватает действующей норме.
Две почти идентичные статьи перегружают Уголовный кодекс, усложняют применение и создают дисбаланс в уголовно-правовой системе.
К тому же, следствие проводят разные органы: по ст. 435-1 — СБУ, по ст. 345-2 — Нацполиция. А изменения в УПК не внесли, что создает правовую путаницу.
И последнее: есть необоснованные различия в наказании. Например, гражданское лицо не несет ответственности за угрозу уничтожения имущества (ст. 345-2), тогда как военнослужащий — несет (ст. 435-1).
Эксперты считают, что изменения являются чрезмерными и искусственными, они не решают ключевые проблемы действующего законодательства и могут привести к дублированию норм и правовой неопределенности.
Автор: Алла Дунина