От e-чека до е-ТТН: ТОП-5 требований бизнеса, которые государство берется реализовать
6 ноября 21:35
Цифровизация агродокументов и е-ТТН, пересмотр требований к автоматическим системам пожаротушения и национальный электронный фискальный чек — вот одни из вопросов, которые волнуют украинский бизнес. Полный их перечень озвучил министр экономики Алексей Соболев в интервью Forbes Ukraine, передает «Коммерсант Украинский».
Он пояснил, что Министерство экономики, окружающей среды и сельского хозяйства собрало более 300 тысяч отзывов на цифровой платформе «Пульс» — единственном канале обратной связи между предпринимателями и государством.
На основе массива обращений уже намечено около 50 направлений изменений и созданы рабочие группы для подготовки законодательных и правительственных решений, — сказал Соболев.
Как это работает
«Пульс» запустили в бета-режиме в июле 2024 года как инструмент быстрого диалога с бизнесом и прозрачного отслеживания регуляторных проблем. Данные поступают в две «воронки»:
- локальные вопросы остаются на проработку в областных военных администрациях (ОВА);
- вопросы, требующие решений центральной власти, система направляет в профильные министерства.
Ключевая «начинка» — модуль на базе ИИ, который автоматически классифицирует комментарии и предложения по темам, снимая ручные узкие места при обработке десятков тысяч обращений. С сентября 2024 года пользователи могут голосовать за самые актуальные проблемы, поднимая их в приоритет для Минэкономики и регуляторов.
Кто стоит за инициативой
Идею создания «Пульса» инициировал Совет предпринимателей при правительстве. Концепцию и техническую реализацию разработали сооснователь monobank Олег Гороховский и основатель Netpeak Group Артем Бородатюк. Конфигурация «Правительство бизнес технологические предприниматели» изначально ориентировала платформу на практический результат: фокус на метриках, прозрачности и публичном фидбек-цикле.
ТОП-запросы бизнеса: что украинским предпринимателям болит больше всего
По итогам классификации обращений сформировался краткий перечень приоритетов, которые чаще всего поднимали предприниматели:
1. Техосмотр тяжелого и технологического транспорта. Бизнес просит отменить дублирование регулирования, которое создает лишние расходы и задержки операций.
2. Национальный электронный фискальный чек. Запрос на унифицированный e-чек как способ упростить учет продаж, снизить расходы на кассовую инфраструктуру и уменьшить количество ошибок при отчетности.
3. Декларативный принцип разрешений с повышенной опасностью. Предложение перевести ряд разрешительных процедур в формат уведомления/декларации с последующим риск-ориентированным контролем, вместо предварительных многонедельных согласований.
4. Пересмотр требований к автоматическим системам пожаротушения. Бизнес считает ряд требований чрезмерно дорогими и непропорциональными рискам, предлагая риск-ориентированный подход и гибкие стандарты.
5. Полная цифровизация агродокументов и е-ТТН. Рынок ожидает завершения перехода на электронную товарно-транспортную накладную и комплексную цифровизацию аграрного документооборота для снижения транзакционных издержек.
Читайте также: Новые возможности для бизнеса: гранты до 500 тысяч и компенсации за переселенцев
Что уже в работе профильного министерства
Минэкономики сформировало около 50 тематических треков, где работают межведомственные группы. На выходе — «пакеты» изменений: проекты законов и постановлений, которые должны уменьшить бюрократию, сократить время и стоимость соблюдения требований, ввести цифровые альтернативы бумажным процедурам. Локальные кейсы ОВА прорабатывают параллельно, с обязательной обратной коммуникацией с заявителями через «Пульс».
Для предпринимателей главная ценность такого подхода — видимый маршрут обращения: от публикации на платформе до статуса проработки конкретным органом, с приоритизацией по голосам рынка.
Для регуляторов плюсы в том, что данные в масштабе, которые показывают, где регуляторная нагрузка фактически тормозит операции и инвестиции. Условно: если тысячи компаний жалуются на одну и ту же норму, это сигнал к немедленному аудиту и перезапуску.
Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры
В ближайших планах профильного министерства — превратить топ-запросы в конкретные регуляторные пакеты и запустить публичные таймлайны их прохождения. Для бизнеса практический смысл «Пульса» будет расти с увеличением доли процессов, переведенных в цифровую форму: e-чек, е-ТТН, декларативные разрешения, риск-ориентированный контроль вместо бумажных согласований. Это уменьшает расходы соблюдения, сокращает время выхода на рынок и повышает предсказуемость правил игры.
Заметим, что платформа «Пульс» сама по себе не отменяет нормы. Она дает приоритет и ускоряет цикл принятия решений, но результат зависит от качества наработки в министерствах и парламенте. Также важна дисциплина обратной связи: без регулярного информирования о статусах инициатив доверие бизнеса может проседать. Еще одна зона риска — межведомственная координация, в частности когда регулирование пересекает несколько юрисдикций.
Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры