С сегодняшнего дня отсрочку от мобилизации будут оформлять по-новому: что изменилось

1 ноября 05:54

С 1 ноября 2025 года в Украине заработал новый цифровой порядок оформления отсрочек от мобилизации. Теперь подать документы можно онлайн через приложение «Резерв» или офлайн в центрах предоставления административных услуг (ЦПАУ). Об этом сообщил министр обороны Денис Шмыгаль, отметив, что цель изменений — сделать процесс более прозрачным и уменьшить нагрузку на территориальные центры комплектования (ТЦК), информирует «Коммерсант Украинский»

Что именно изменилось

  • Отсрочку можно оформить онлайн в «Резерв» или через ЦНАП.

Это означает, что теперь не нужно стоять в очередях в ТЦК — большинство запросов будут приниматься в электронном виде.

  • Более 600 тысяч отсрочек будут продлены автоматически.

Если основание для отсрочки уже есть в государственных реестрах (например, статус студента, наличие трех детей или инвалидность), граждане ничего не должны делать — система обновит данные самостоятельно.

  • Бумажные справки заменяют электронными документами.

Теперь вместо справки с мокрой печатью будет действовать электронная отсрочка в «Резерв» или ее распечатанный вариант с QR-кодом.

Кто может оформить отсрочку онлайн

Сейчас в «Резерв» доступно 9 типов отсрочек, среди них:

  • люди с инвалидностью;
  • студенты и аспиранты;
  • родители трех и более детей, рожденных в браке;
  • семьи военных с ребенком;
  • мужья или жены людей с инвалидностью;
  • лица с временной непригодностью;
  • работники учреждений высшего и профессионального образования.

В ноябре перечень расширят еще на два типа отсрочек.

В частности, услугой смогут воспользоваться граждане, супруги которых имеют инвалидность I или II группы — такая возможность появилась еще в августе 2025 года.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Как оформить отсрочку через ЦНАП

Для тех, кто не пользуется смартфоном или имеет только бумажные документы, отсрочку можно оформить в ближайшем ЦНАПе.

Как пояснила заместитель министра цифровой трансформации Валерия Коваль, процедура такова:

  • найти ближайший ЦПАУ.
  • подать пакет документов, подтверждающий основание для отсрочки.
  • указать электронный адрес, куда поступит ответ после рассмотрения заявления.

При этом ЦПАУ только принимают документы, а решение принимает территориальный центр комплектования (ТЦК).

До 1 ноября заявления еще принимались непосредственно в ТЦК, поскольку ЦПАУ постепенно получают технический доступ к новой системе.

Почему ввели цифровой формат

По словам Дениса Шмыгаля, цифровизация процесса имеет несколько ключевых целей:

  • уменьшить бюрократию и человеческий фактор;
  • обеспечить прозрачность всех решений об отсрочке;
  • снять нагрузку с ТЦК, чтобы они могли сосредоточиться на мобилизационных задачах;
  • упростить процедуру для граждан, чтобы ее можно было пройти онлайн или недалеко от дома.

Как мы уже писали ранее, в приложении Резерв появилась возможность оплатить штраф за еще одно нарушение правил/порядка воинского учета — непостановку на воинский учет по новому адресу после смены места жительства.

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают