Война дошла до Москвы: как атака на «Аэрофлот» ударила по среднему классу рф
28 июля 17:41
РАЗБОР ОТ [K]
Сегодня, 28 июля, в авиакомпании «Аэрофлот», которая является крупнейшей в России, произошел масштабный сбой, приведший к массовой отмене рейсов. Ответственность за инцидент взяли на себя хакеры, сообщал «Коммерсант Украинский».
Из-за сбоев в работе систем было отменено не менее 49 авиарейсов из московского аэропорта Шереметьево. Среди них — рейсы в Екатеринбург, Челябинск, Ставрополь, Минеральные Воды, несколько в Санкт-Петербург, а также в Минск, Ереван и другие города.
В терминалах аэропорта наблюдаются большие скопления пассажиров из-за задержек.
Не просто сбой
«Аэрофлот» объяснил ситуацию техническим сбоем в информационных системах.
Впрочем, позже стало известно, что хакерская группировка Silent Crow в сотрудничестве с белорусскими «Киберпартизанами BY» взяли на себя ответственность за кибератаку.
По их словам, они почти год работали над операцией, в результате которой им удалось получить доступ к внутренней сети компании. Они заявили, что уничтожили ИТ-инфраструктуру «Аэрофлота». Хакеры утверждают, что получили доступ к базам данных с историей перелетов, системам управления персоналом и записям внутренних телефонных разговоров. Кроме того, по их словам, было уничтожено около 7 тысяч физических и виртуальных серверов.
Генпрокуратура России подтвердила, что причиной сбоя в информационной системе «Аэрофлота» стала атака хакеров.
«По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации)»,
— отметили в ведомстве.
Между тем в Кремле назвали ситуацию «тревожной».
«Хакерская угроза — это угроза, которая сохраняется для всех крупных компаний, предоставляющих услуги населению»,
— подчеркнул пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Напоминание о войне для среднего класса россии
Политолог Владимир Фесенко отмечает, что для большинства россиян война до сих пор существует «в телевизоре», и только подобные вещи заставляют почувствовать ее последствия лично.
«Кроме того, что они не могут долететь из российского города куда-то на отдых, влияние на экономику есть, но не критическое. Это не тот фактор, который может остановить войну»,
— говорит Фесенко.
Однако, по его мнению, последствия для повседневной жизни среднего и высшего класса — более заметны.
«Даже сами российские комментаторы признают, что история с аэропортами — это едва ли не самое большое влияние войны на повседневную жизнь тех, кто привык путешествовать самолетами. Особенно сейчас, в летний сезон»,
— добавляет эксперт.
По словам Фесенко, именно авиационная сфера стала «точкой входа» войны в жизнь россиян, которые ранее были ею изолированы:
«Для большинства граждан РФ эта война существует параллельно с их жизнью. Но история с аэропортами — это напоминание, что война реальна».
Фесенко отмечает, что реакция россиян на атаки бывает противоположной: от радикализации до роста сомнений в целесообразности войны.
«У кого-то растет агрессия к Украине — они считают, что надо бить еще больше. Но у других, наоборот, возникает мысль, что, возможно, надо прекращать войну. По некоторым опросам, доля таких медленно, но растет»,
— отмечает политолог.
По словам Фесенко, чтобы изменить отношение россиян к войне, следует повышать ее «цену» в самых разных сферах — экономике, транспорте, повседневной жизни.
Читайте нас у Telegram: головні новини коротко
Реальный удар по централизованной России
Политтехнолог и управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний в разговоре с журналистами отмечает, что атаки на авиасистему России имеют не только символический, но и практический эффект — они поражают жизненно важную инфраструктуру.
«Это очень хорошая новость, особенно когда речь идет о Москве. Россия — централизованная страна, и все авиасообщение идет через Москву или Питер. Если оно ломается — начинается фрагментация страны»,
— объясняет эксперт.
По его словам, это затрагивает не только пассажирские перевозки, но и стратегические логистические операции:
«Представьте, нужно срочно завезти запчасть на Ямал, чтобы не остановилась добыча нефти или газа. Или перебросить войска. И тут — сбой. Это уже стратегическая угроза».
Надувные матрасы — новая реальность для россиян
Загородний также иронизирует над тем, как россияне вынуждены адаптироваться к новой реальности:
«Россияне уже берут с собой надувные матрасы, чтобы ночевать в аэропорту в ожидании рейса. Хорошо отпуск начался — и, возможно, так же на матрасе он и закончится».
Политтехнолог напоминает, что каждый день простоя самолета стоит авиакомпаниям миллионы:
«Где-то две недели назад была ситуация, когда официальные убытки авиакомпаний достигли 250 миллионов долларов. А самолет, который стоит на земле — это уже убытки. Пилотам надо платить зарплату независимо от того, летают они или нет».
Война заходит в Москву — и это опасно для режима
Загородний подчеркивает: раньше Путин всеми силами защищал Москву от прямых воздействий войны. Но ситуация меняется. По его мнению, последствия могут быть постепенными, но необратимыми:
«Теперь война доходит и до столицы. Это порождает крамольные мысли: а выиграет ли Путин эту войну? И это очень хорошо. Потому что именно в столице начинаются большие изломы».
Итак, удары по критической инфраструктуре — в частности авиационной — имеют не только экономический, но и психологический эффект. Они постепенно меняют отношение части российского общества к войне и заставляют почувствовать ее последствия на собственном опыте. Хотя это не приведет к мгновенным изменениям, накопительный эффект может иметь значение в долгосрочной перспективе.
Читайте нас у Telegram: головні новини коротко