Vodafone строит независимый интернет-коридор для Украины в обход РФ: почему он уникален
20 октября 22:38
Vodafone проложит современную подводную кабельную систему, которая напрямую соединит Украину, Болгарию, Грузию и Турцию. Маршрут создает альтернативный коридор обмена данными в обход России, снимая стратегическую зависимость от транзита через ее территорию, передает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на сообщение в Telegram-канале министра цифровой трансформации Украины Михаила Федорова.
Один из ключевых пунктов нашей Стратегии развития сферы электронных коммуникаций до 2030 года — строить больше международных интернет-магистралей для создания устойчивого интернета в Украине. И уже вскоре мы поможем реализовать один из проектов глобального масштаба, — написал Федоров.
Инициатива вписывается в государственную Стратегию развития электронных коммуникаций до 2030 года, которая предусматривает наращивание количества международных магистралей и повышение устойчивости интернета в Украине.
В Vodafone Украина также подтвердили работу над проектом.
Вместе с Vodafone Group начинаем строительство новой подводной кабельной системы Kardesa через Черное море. Это будет современный цифровой коридор, который соединит Украину с Болгарией, Грузией и Турцией, открыв новые пути между Европой и Азией. Первый выход кабеля на побережье запланирован в Болгарии в 2027 году, а затем он дойдет и до Украины. Но работы по подготовке начинаются уже сейчас, — говорится в Telegram-канале национального мобильного оператора.
Что такое Kardesa и почему это важно
Проект называется Kardesa. Его назначение — обеспечить дополнительную пропускную способность, резервирование маршрутов и устойчивость телекоммуникационной инфраструктуры во всем Черноморском регионе. Подводные волоконно-оптические кабели сегодня транспортируют 97-98% международного интернет-трафика, поэтому новая трасса критически важна для цифровой безопасности, независимости и скорости обмена данными. Плановая дополнительная емкость — до 500 Тбит/с, что существенно усиливает возможности Украины как транзитной страны между Европой и Азией.
Читайте также: Стабильный интернет даже во время обесточиваний: в Минцифры напомнили, что делать
Финансы, сроки и география проекта
Строительство должно стартовать в Болгарии в 2027 году. Декларируемый бюджет — более 100 млн евро. Кроме морского участка, проект предусматривает береговые узлы (landing stations), магистральные подводы к национальным сетям и модернизацию точек обмена трафиком в странах-участницах. Для Украины это означает и новые инвестиции в наземную часть: энергообеспечение узлов, защиту, маршрутизацию, интеграцию с действующими DWDM-системами.
Заметим: подводные кабели переносят 97-98% всего международного интернет-трафика. И каждый новый маршрут — это шаг к более сильной цифровой экономике страны.
Экономический эффект для Украины
Новый маршрут открывает сразу несколько экономических «окон возможностей».
Во-первых, уменьшается латентность и повышается надежность для бизнес-критических сервисов: облачных решений, финтеха, медиа-стриминга, игр, кибербезопасности, телемедицины.
Во-вторых, растет инвестиционная привлекательность региона для дата-центров и провайдеров контента, которым нужны независимые международные выходы с достаточной емкостью.
В-третьих, Kardesa усиливает роль Украины как связующего звена ЕС-Азия, что может приносить стабильные транзитные доходы и мультипликативные эффекты для смежных отраслей — строительства, энергетики, логистики, сервисного обслуживания.
Цифровой суверенитет и безопасность
Обход России — это о суверенитете трафика: кто контролирует физическую инфраструктуру, тот имеет рычаги влияния на доступность и целостность данных. Дополнительный морской маршрут снижает риски прерывания связи из-за политических решений или диверсий на сухопутных пересечениях и уязвимых транзитных сегментах. Для государственного сектора, оборонных заказчиков и критической инфраструктуры это означает более предсказуемый и контролируемый канал международной коммуникации.
Регуляторные и технические вызовы
Подводные кабели требуют межгосударственной координации: согласования морских маршрутов, экологической экспертизы, лицензирования береговых узлов, режима охранных зон и доступа операторов на недискриминационных условиях. Важны и вопросы безопасности: физическая защита landing stations, резервное питание, системы мониторинга состояния кабеля, противодействие саботажу и авариям в морских коридорах. Чтобы получить максимальный эффект, Украине понадобится синхронизировать проект с развитием внутренних магистралей, точек обмена трафиком и регулированием открытого доступа для всех игроков рынка.
Пользователям новая система подарит более быстрый и стабильный интернет. Деградаций в пиковые периоды станет меньше, отказоустойчивость во время кризисов наоборот усилится.
Бизнес будет иметь свою выгоду: более прогнозируемое качество международных каналов, что прямо влияет на SLA-показатели, стоимость облачных сервисов и масштабируемость ИТ-проектов. В перспективе это создает предпосылки для локализации новых сервисов и рабочих мест в ИТ и дата-инфраструктуре.
Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры
Дорожная карта до 2030 года
Kardesa — лишь один из элементов общей архитектуры. Чтобы достичь целей стратегии-2030, Украине нужно параллельно: модернизировать внутренние магистрали, усилить кибер- и физическую безопасность узлов, стимулировать строительство дата-центров, развивать конкуренцию на рынке оптовых интернет-услуг и согласовывать стандарты с европейскими инициативами цифровых коридоров. Только сочетание морской «трубы» и сильной суши даст эффект — от скорости доступа до экономической отдачи.
Подводная система Kardesa уже сейчас превращает Черное море в новый цифровой коридор, где Украина выступает ключевым узлом. Проект добавляет пропускную способность, повышает устойчивость сетей и создает условия для инвестиций в цифровую экономику. В фокусе — надежный, скоростной и безопасный интернет для граждан и бизнеса, а также реальный шаг к цифровому суверенитету страны в условиях войны.
Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры