Как Евросоюз продолжает финансировать российскую военную машину, — исследование

11 сентября 11:07

Несмотря на многочисленные пакеты санкций и риторику по поддержке Украины, Европейский Союз остается одним из крупнейших покупателей российского ископаемого топлива. Только в августе 2025 года пять крупнейших стран-импортеров ЕС заплатили России 979 миллионов евро за газ, нефть и уголь. Об этом свидетельствуют данные нового исследования Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), сообщает «Коммерсант Украинский».

ЕС — на четвертом месте в мире

В глобальном рейтинге покупателей российского топлива Европейский Союз занимает четвертое место с общими закупками на 1,2 миллиарда евро. Природный газ — как трубопроводный, так и сжиженный — составляет две трети (66% или 773 миллиона евро) европейских закупок российских энергоносителей. Остальные 32% (379 миллионов евро) приходится на нефть.

Впереди ЕС в этом антирейтинге идут Китай (5,7 миллиарда евро), Индия (3,6 миллиарда евро) и Турция (3 миллиарда евро). Пятое место занимает Южная Корея с закупками на 564 миллиона евро, причем 73% этих средств ушло на российский уголь из-за роста потребления электроэнергии в стране.

ЕС — главный покупатель российского газа, несмотря на войну

Наиболее шокирующим является то, что ЕС остается абсолютным лидером в закупках российского сжиженного природного газа (СПГ), покупая половину этого российского топлива. Также ЕС является лидером и в закупках газа рф по трубе.

При этом природный газ вообще не подпадает под европейские санкции — это самый большой пробел в санкционном режиме.

Именно поэтому более 60% европейских платежей России приходится на газовые поставки, которые осуществляются как по трубопроводам, так и в виде СПГ. Фактически, ЕС остается крупнейшим покупателем двух видов российского топлива одновременно — СПГ и трубопроводного газа, обеспечивая стабильное финансирование российского бюджета.

При этом, не чурается ЕС и российской сырой нефти, являясь ее четвертым покупателем после Китая, Индии и Турции.

Венгрия лидирует среди европейских покупателей

Крупнейшим покупателем российского топлива в ЕС оказалась Венгрия, которая в августе потратила на российские энергоносители 416 миллионов евро. Из этой суммы 176 миллионов ушло на закупку нефти, а 240 миллионов — на трубопроводный газ. Поставки нефти в Венгрию осуществляются через южную ветку трубопровода «Дружба» согласно особому исключению, которое ЕС предоставил этой стране.

Второе место среди европейских покупателей заняла Словакия с общими закупками на 276 миллионов евро. Львиную долю — 204 миллиона евро или 74% от общего объема — составила нефть, также поставляемая через «Дружбу». Еще 72 миллиона евро Словакия заплатила за трубопроводный газ. Примечательно, что исключение, которое позволяло словацким НПЗ перерабатывать российскую нефть и реэкспортировать продукты в Чехию, закончилось еще 5 июня.

Франция покупает российский газ для Германии

Третьей по объемам закупок оказалась Франция, которая потратила на российское топливо 157 миллионов евро исключительно в форме сжиженного природного газа (СПГ). Исследователи отмечают интересный факт: не весь этот газ потребляется в самой Франции — часть СПГ, поступающего через терминал в Дюнкерке, впоследствии поставляется в Германию.

Нидерланды и Бельгия замыкают пятерку крупнейших европейских импортеров, закупив российского СПГ на 65 и 64 миллиона евро соответственно.

Доходы россии падают третий месяц подряд

В целом доходы России от экспорта ископаемого топлива в августе составили 564 миллиона евро в день, что на 2% меньше, чем в июле. Это уже третий месяц подряд, когда российские доходы от энергоэкспорта сокращаются.

Больше всего упали доходы от морских поставок нефти — на 12% до 170 миллионов евро в день, достигнув самого низкого уровня в 2025 году. В то же время доходы от трубопроводного газа выросли на 8% до 75 миллионов евро в день, а от угля — на 7% до 76 миллионов евро в день, достигнув самого высокого показателя года.

Теневой флот набирает силу

Особое беспокойство исследователей вызывает рост роли так называемого «теневого флота» в транспортировке российской нефти. В августе лишь 53% российских нефтяных поставок осуществлялись танкерами стран G7, что на 8 процентных пунктов меньше, чем в июле. Это свидетельствует о восстановлении зависимости от «теневых» судов.

Четвертая часть нефти, доставленной «теневыми» танкерами, перевозилась судами, которые сейчас находятся под санкциями. Эти санкционированные танкеры транспортировали 12% российского нефтяного экспорта в августе.

Из 400 судов, экспортирующих российскую нефть и нефтепродукты, 125 относятся к «теневому флоту», причем 38 из них старше 20 лет. Такие старые суда с сомнительными записями о техническом обслуживании и страховании создают серьезные экологические и финансовые риски для прибрежных государств.

Рекомендации по усилению санкций

Исследователи предлагают несколько мер для усиления давления на российскую экономику. Прежде всего, они рекомендуют снизить предельную цену на российскую нефть с текущих 47,6 до 30 долларов за баррель. Это все равно было бы значительно выше себестоимости российской добычи, которая составляет в среднем 15 долларов за баррель.

По расчетам экспертов, такая мера могла бы сократить доходы России от нефтяного экспорта на 40% (153 миллиарда евро) с момента введения санкций ЕС в декабре 2022 года. Только в августе 2025 года предельная цена в 30 долларов сократила бы российские доходы на 38% (3,71 миллиарда евро).

Также эксперты призывают к более жесткому контролю за «теневым флотом», включая запрет перевалки российской нефти в водах стран G7, ужесточение требований к морскому страхованию и закрытие лазеек, позволяющих реэкспорт нефтепродуктов, изготовленных из российской нефти.

Выводы

Исследование показывает, что несмотря на все заявления об «энергетической независимости», «отказе от российского топлива» и «поддержке Украины столько, сколько надо», Европейский Союз остается одним из главных финансистов российской военной экономики, ежемесячно перечисляя в Москву миллиарды евро.

В целом, по данным CREA, с начала полномасштабного российского вторжения Евросоюз купил у России энергоносителей на 213 млрд евро.

Об авторах исследования

Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) — независимая исследовательская организация, специализирующаяся на изучении тенденций, причин и последствий загрязнения воздуха для здоровья, а также поиска решений этих проблем.

Организация использует научные данные и исследования для поддержки усилий правительств, компаний и активистских организаций во всем мире в их переходе к чистой энергетике и чистому воздуху. CREA зарегистрирована как неприбыльная организация в Финляндии, ее сотрудники работают по всей Азии и Европе. Работу центра финансируют благотворительные гранты и доходы от заказных исследований.

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают