Европейские автопроизводители перед сложным выбором: как избежать штрафов за нарушение углеродных норм

24 января 10:56

Правила Евросоюза требуют от производителей автомобилей сократить выбросы CO2, и те из них, кому трудно соблюсти углеродные нормы, оказываются перед выбором: оплатить миллиарды евро штрафов, увеличить продажи электромобилей путем снижения цен или купить углеродные кредиты у конкурентов, которые менее загрязняют окружающую среду. Об этом пишет издание Financial Times, информирует «Коммерсант Украинский».

Многие автопроизводители ЕС выбирают вариант «объединения»,

Те производители, которые формируют альянсы, надеются, что это поможет увеличить долю электромобилей в их продажах, а также позволит так сказать усреднить выбросы парниковых газов в их автопарках с другими компаниями.

Сообщается, что Tesla планирует объединить кредиты с такими компаниями, как Stellantis, Ford и Toyota. Также среди тех, кто может присоединиться к этому альянсу упоминаются Subaru и Mazda.

Собственно, они знают с кем объединяться. В углеродном банке компании Tesla солидный капитал. За первые девять месяцев прошлого года американский производитель электромобилей уже заработал более 2 миллиардов долларов США от продажи кредитов в глобальные системы объединения выбросов.

Еще один союз, используя свою связь с китайской Geely, формирует Mercedes-Benz вместе с Volvo, Polestar и Smart.

Как известно, основатель Geel Ли Шуфу владеет примерно 10 процентами акций Mercedes, а китайская компания BAIC держит еще 10 процентов.

В Mercedes отмечают, что продолжают «инвестировать миллиарды в электромобили, однако темпы трансформации отрасли определяются рыночными условиями и клиентами».

Некоторые надеются увеличить продажи электромобилей

Компании BMW, Volkswagen и Renault еще не присоединились к пулам и демонстрируют готовность достичь целей путем расширения продаж электромобилей.

При этом, как считают специалисты рынка, компании VW и Renault имеют совсем немного вариантов для союзов, кроме китайских производителей MG-SAIC и BYD. Renault потенциально также может объединиться со стратегическими партнерами Nissan и Mitsubishi.

Пока же они заявляют о снижении цен.

Бренд Renault Dacia снизил во Франции цену на свой электромобиль Spring на €2 тысяч и теперь она стартует с €16,9 тысяч. Об этом сообщает издание УкрАвтопром.

Новая, более дешевая Dacia Spring имеет меньший двигатель мощностью 33 кВт, но сохраняет тот же запас хода — 225 км. Этим шагом Dacia имеет целью конкурировать с такими производителями, как китайская Leapmotor, которая предлагает модель T03 за €14,9 после снижения цены на €4 тыс.

Volkswagen также снизил цены, предлагая свой компактный электромобиль ID3 на рынках Франции и Германии по цене менее €30 тысяч

На такой шаг, как отмечает издание, европейские автопроизводители пошли с целью увеличить процент электромобилей в своих продажах и достичь более строгих нормативов ЕС на 2025 год по выбросам CO2.

Почему же ЕС так давит на своих автопроизводителей

Европа является тем континентом на земле, который нагревается быстрее всего, и с 1980-х годов, по оценкам, вдвое превышает средний глобальный показатель, во многом из-за близости к Арктике, где открытая темная земля усиливает эффект. Об этом напоминает Financial Times.

Европейская комиссия определила, что будет штрафовать производителей автомобилей в размере 95 евро за автомобиль за каждый грамм CO₂ на км сверх лимита в 93,6 г, исходя из средних выбросов от продаж автомобилей компании в 2025 году.

Другое дело, что принимая такое жесткое решение еврочиновники не все предусмотрели.

Некоторые уже сейчас говорят о том, что тяга европейских автопроизводителей к созданию углеродных союзов с американцами и китайцами, сделает европейскую промышленность менее конкурентоспособной. И конкуренты получат преимущества в то время, когда Брюссель ввел более высокие тарифы на китайские электромобили, чтобы защитить автопроизводителей континента.

Депутат Европарламента правоцентрист Йенс Гизеке считает, что ЕС совершил «ошибку», позволив объединение с автопроизводителями США и Китая, поскольку это может принести пользу конкурентам европейских автопроизводителей.

Еврокомиссия слушает производителей и пытается услышать

Собственно, официальный Брюссель испытывает давление со стороны автопроизводителей, которые предлагают сделать правила выбросов более гибкими. В качестве дополнительного аргумента они вспоминают то, что продажи электромобилей в Германии и Франции упали в прошлом году после того, как правительства отменили субсидии на покупку электромобилей.

Комиссар Еврокомиссии по климату Вопке Гукстра уже встречался с представителями автомобильной промышленности и, по его словам, «стратегический диалог» между официальными лицами и сектором должен начаться еще в этом месяце.

Тереза Рибера, исполнительный вице-президент Европейской комиссии, сказала в комментарии Financial Times на Всемирном экономическом форуме в Давосе, что чиновники все еще «формируют» варианты программы стимулирования.

Канцлер Германии Олаф Шольц там же в Давосе объявил, что Еврокомиссия рассматривает предложенную им программу субсидий, которая поддержит автомобильный сектор.

По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, многие страны-члены ЕС предлагают стимулы для электромобилей, но условия сильно отличаются, а некоторые страны-члены вообще не предлагают субсидий на покупку.

Производители же автомобилей все громче жалуются, что уплата штрафов только помешает их инвестиционным планам по электромобилям, тогда как покупка кредитов у китайских производителей электромобилей помогает китайским конкурентам.

Одним из вызовов для Брюсселя будет разработка схемы, которая будет соответствовать правилам и не будет способствовать китайским автопроизводителям, чья доля рынка быстро растет.

Исполнительный вице-президент Еврокомиссии Тереза Рибера отмечает: важно «обеспечить, чтобы это законодательство применялось таким образом, чтобы облегчить достижение того, что является основной целью» — постепенный отказ от бензиновых и дизельных двигателей.

Кстати, Львовщина по итогам прошлого года опередила Киев по количеству электромобилей. Всего в 2024 году украинский автопарк пополнили почти 52 тысячи электромобилей и это на 38% больше, если сравнивать с 2023 годом. «Коммерсант Украинский» об этом рассказывал. Больше всего таких авто было зарегистрировано во Львовской области — 7314 единиц (91% подержанные). На втором месте Киев — 6618 единиц (61% бывшие в употреблении), на третьем — Киевская обл. — 3907 единиц (70% бывшие в употреблении). Первую же тройку новых электромобилей на украинском рынке в 2024 году составили: VW ID.4 — 1626 единиц, HONDA M-NV — 1279 единиц, BYD Song Plus — 1007 единиц.

Василевич Сергій
Редактор

Сейчас читают