Евростандарт для железной дороги: евроколея уже скоро должна соединить Чоп и Ужгород
9 апреля 09:42
Строительство евроколеи между Чопом и Ужгородом переходит в финальную фазу, а завершить работы планируется до августа 2025 года. Об этом после ознакомления с ходом работ сообщил Министр развития общин и территорий Алексей Кулеба, информирует «Коммерсант Украинский».
Этот проект является частью стратегического курса Украины на интеграцию в европейское транспортное пространство. Он реализуется в рамках участия Украины в программе Европейского Союза Connecting Europe Facility.
Одна из ключевых локаций — участок нового строительства евроколеи между Чопом и Ужгородом.
Какие преимущества получит Украина
По словам Алексея Кулебы, евроколея Чоп-Ужгород открывает прямой доступ к европейской железнодорожной сети, позволит существенно сократить логистические расходы, повысит эффективность международного пассажирского и грузового сообщения, создаст новые возможности для развития транзитного потенциала Украины.
С министром соглашается и еще один чиновник — заместитель министра финансов Александр Кава.
«Эта евроколея позволит не только запустить прямые пассажирские поезда из Ужгорода в направлении Будапешта, Братиславы, Праги, Вены, Дрездена, а также даст возможность грузоотправителям, которые работают в Ужгороде, отправлять грузы по евроколеи партнерам в Европу и так же получать товары, контейнеры и материалы из европейских стран непосредственно в Ужгород», — пояснил чиновник во время недавней конференции «Логистика как драйвер экономического роста».
Что уже сделано на участке Чоп-Ужгород
Как сообщили в Министерстве развития общин и территорий, уже завершена прокладка 8 км новой «широкой» колеи, уложено 7,6 км колеи европейского стандарта (40% работ).
Также подготовлено еще почти 2 км совмещенной колеи (100% работ), выполнены все необходимые земляные работы, активно продолжаются работы по электрификации «широкой» колеи, прокладка кабельных сетей, строительство инженерной инфраструктуры, обновление пассажирских платоформ, стартовали работы по приведению в порядок вокзала в городе Чоп.
Этот проект среди правительственных приоритетов
Недавно Кабинет министров утвердил расходы Укрзализныци на капитальные инвестиции в 2025 году, которые она может потратить до утверждения финансового плана. Об этом сообщил представитель Кабмина в парламенте Тарас Мельничук.
Деньги будут потрачены на капитальный ремонт железнодорожных путей и стрелочных переводов, мероприятия по развитию пограничной инфраструктуры и пунктов пропуска (контроля) через государственную границу Украины. Всего запланировано отремонтировать 174 км путей.
Предусмотрены средства и на проекты развития железнодорожной инфраструктуры (пути шириной 1435 миллиметров) в Закарпатской, Львовской и Черновицких областях.
Как известно, строительство евроколеи Чоп — Ужгород финансируется на 50% за счет программы Евросоюза Connecting Europe Facilities (CEF) и на 50% — средствами государственного бюджета.
Где еще появится железная дорога европейского стандарта
В 2026 году планируется начать строительство железной дороги европейской ширины 1435 мм из Черновцов в румынский город Сучава.
«При оптимистическом сценарии в следующем году уже может начаться строительство евроколеи в город Черновцы… Сейчас идет подготовка технико-экономического обоснования проекта», — отметил заместитель министра финансов Александр Кава во время конференции «Логистика как драйвер экономического роста».
Таким образом, по его словам, Черновцы имеют возможность стать вторым областным центром после Ужгорода, который получит выход на евроколею непосредственно в городе.
Стратегия развития и развития пограничной инфраструктуры, которую правительство утвердило в конце декабря 2024 года, предусматривает, что Украина построит евроколею от Черновцов до Румынии до 2030 года.