С надеждой на нулевую декларацию: поможет ли новая амнистия капиталов детенизировать доходы и наполнить бюджет
12 декабря 12:51
РАЗБОР ОТ В украинском правительстве подтверждают намерение провести новую амнистию капиталов, планируя предложить украинцам легализовать не только средства, как во время предыдущей подобной кампании, но и другие активы. При каких условиях такая амнистия может быть успешной — выяснял «Коммерсант Украинский»
В программе деятельности Кабинета Министров содержится обязательство до 31 декабря подать в Верховную Раду Украины проект законодательных инициатив по детенизации доходов путем введения одноразового (специального) добровольного декларирования с целью привлечения частного капитала. Подтверждая не так давно в интервью Forbes Ukraine подобные намерения, министр экономики Алексей Соболев уточнил, что новая кампания продлится несколько лет.
Предыдущая подобная амнистия — налоговая — стартовала, как известно, 1 сентября 2021 года, должна была длиться один год, но была продлена еще на полгода — до 1 марта 2023 года. И такая пролонгация возможностей, надо признать, кардинально не улучшила общий результат.
Констатируя завершение добровольного декларирования активов, глава парламентского финансового комитета Даниил Гетманцев тогда сообщил, что по состоянию на 1.03.2023 было подано 845 деклараций, общая стоимость задекларированных активов составила 8 823,6 млн грн, а общая сумма задекларированного сбора — 547,5 млн грн. При этом депутат обратил внимание на то, что в течение последних двух недель было задекларировано 2,6 млрд грн, то есть почти 30%. И, видимо, именно это дало ему основания заявить, что «многие не успели воспользоваться уникальной возможностью».
Новая возможность
Если во время предыдущей налоговой амнистии можно было задекларировать только деньги, то новая амнистия капиталов позволит легализовать не только средства, но и другие виды активов, в том числе недвижимость, бизнесы и другие ресурсы, включая зарубежные. Так одну из главных особенностей новой попытки легализовать в Украине доходы охарактеризовал министр экономики Алексей Соболев. Другие более конкретные параметры новой кампании пока не известны. Как и ответ на вопрос: что именно будет побуждать или поощрять владельцев активов к их легализации.
Экономист Борис Кушнирук имеет подсказку, как этому можно поспособствовать.
«Нужно ли провести легализацию? Да. Но это нужно делать как комплексную вещь, и нужно понимать логику, для чего это нужно делать. Есть понятие так называемой нулевой декларации. И пока нет этого условного нуля, нет возможности вести контроль за реальными активами украинцев, корректно облагать налогами и в конце концов заставить украинцев платить налоги. Также важно, чтобы все активы, которые есть на время амнистии не облагались налогом. Потому что когда есть требование для легализации заплатить какие-то налоги с этих активов — 3-5 процентов, то очевидно, что люди этого не будут делать и будут продолжать прятать средства», — считает специалист.
Финансовый аналитик Андрей Шевчишин также указывает на важность условий проведения амнистии капиталов.
«Очень положительно к этому отношусь, но хотел бы увидеть дизайн этих действий, о чем идет речь, о каких капиталах. Потому что действительно нужно выйти на какую-то нулевую точку, от которой отталкиваться и расти уже в нормальном налоговом смысле. Когда вы можете свои активы легализовать. Многие информируют о своих доходах, и соответственно могут обеспечить и расходы. Некоторые же не могут сказать о расходах. А так для налоговой будет сформирован более качественный контроль и администрирование налогов», — отмечает эксперт.
Он также выделяет одну из категорий сограждан, для которых подобная легализация была бы особенно интересной.
«Очень важно помнить, что многие в Украине имеют криптовалюту. Они этим занимались в период, когда даже законодательства не было о цифровых валютах, вообще были вне какого-то законодательного поля. И в этом плане также нужна нулевая декларация. То есть, чтобы с чего-то начинать», — констатирует специалист.
Цель и средства
Есть мнение, что на проведение в 2021 году налоговой амнистии команду президента Владимира Зеленского вдохновлял пример Аргентины, где по результатам кампании 2016-17 годов было задекларировано 116,8 млрд долларов, а бюджет обогатился аж на 9,5 млрд долларов. И в пояснениях к закону, которым регламентировалась предыдущая украинская кампания, наряду со стимулированием детенизации доходов и повышением налоговой культуры в качестве задачи значилась и «уплата единовременного сбора в бюджет».
Украинские чиновники тоже сейчас говорят о важности детенизации. Но при этом, объясняя целесообразность проведения амнистии сейчас, министр экономики Алексей Соболев отметил, что «сейчас подходящий момент для амнистии, потому что есть потребность в деньгах для восстановления страны». И расширение параметров легализации, под которую могут попасть не только средства, но и другие активы, должно наполнению бюджета поспособствовать.
Хотя у экономиста Бориса Кушнирука есть собственное объяснение: почему именно сейчас.
«Для меня эта история еще и о том, что просто предоставляется возможность тем, кто наворовался, сейчас все легализовать, потому что власть сменится, а Бог знает, какие там будут решения потом приниматься. Поэтому нужно это легализовать сейчас, до смены власти. И еще. Я считаю, что государственные служащие или члены их семей, если происходит легализация, им надо предоставить право легализовать, как и всем. Но тогда должна быть практика, что этим людям просто должно быть запрещено находиться на государственной службе. Извините, но на пушечный выстрел вас нельзя допускать к власти, потому что к вам есть недоверие», — отмечает специалист.
Кстати, экономист Борис Кушнирук считает, что именно сейчас, во время войны, не стоит проводить амнистию капиталов.
«Если вы сейчас проведете эту амнистию капиталов и по такой же модели, как проводили раньше, состоится ли амнистия? Нет, не состоится. По сути, вам не удастся запустить правильную модель. Но вы саму идею, саму философию амнистии дискредитируете. А потом придет новая власть, она захочет все сделать правильно. Кто ей будет доверять, учитывая, что два предыдущих случая были неудачными с точки зрения предложенной модели», — говорит эксперт.
Хотя, если вспомнить опыт Аргентины, то перед довольно успешной налоговой амнистией 2016-17 годов, там провели две совсем не такие успешные кампании — в 2008-м и 2013-м годах. И если третья амнистия обогатила бюджет на 9,5 млрд долларов, то предыдущие всего лишь на 910 млн долларов. Правда, здесь есть одно существенное уточнение: в 2015 году в Аргентине сменился президент.
Доверие имеет значение
Опыт Аргентины указывает на прямую связь между появлением новой власти и успешностью налоговой амнистии. И вопрос не только в новых подходах и методах проведения кампании. А еще и в уровне доверия и популярности, которыми может похвастаться новая власть в начале своей каденции.
В нынешнем украинском правительстве признают, что проблема предыдущей амнистии именно в отсутствии доверия. Но есть ли предпосылки для восстановления этого доверия — вот в чем вопрос.
Точка зрения Ивана Компана, основателя First Kyiv Investment Club.
«Что такое амнистия? В каких случаях люди раскрывают кому-то всю информацию о себе? Только тогда, когда они кому-то доверяют. Поэтому сначала нужно построить что-то такое, чему мы будем действительно доверять. А когда все видят, что происходит с властью, какая коррупция там, то не думаю, что кто-то там сильно захочет что-то открывать. Да и результаты предыдущих амнистий этому не способствуют: какие-то результаты были, но такие микроскопические. Но главное доверие. А доверие рядового гражданина к власти, это когда этот человек имеет хоть какую-то возможность защитить себя. Это, в частности значит, что он может пойти в суд и у него есть хотя бы какой-то шанс. Ну, а шансов таких, я думаю, у всех немного», — отмечает специалист.
Кстати, в Международном валютном фонде довольно скептически относятся к идее налоговых амнистий. В марте 2021 года, когда в Украине готовились к проведению последней налоговой амнистии тогдашний глава представительства МВФ в Украине Йоста Люнгман в интервью «Интерфакс-Украина» так объяснял позицию фонда:
«Налоговые амнистии часто вредят взысканию налогов в долгосрочной перспективе, поскольку они демотивируют граждан платить налоги, создавая надежду на еще одну амнистию в будущем».
В правительстве уже попытались подобные надежды немного ограничить. Министр экономики Алексей Соболев попутно анонсировал постепенное усиление обмена информацией с иностранными налоговыми органами относительно зарубежных счетов и недвижимости украинцев. Возможно, намекая в очередной раз, что лучше все задекларировать сейчас, чем объяснять и отвечать потом.
Автор: Сергей Василевич