Субботние школы — образовательный тыл украинцев за рубежом
КОЛОНКА
Для миллионов украинских семей за рубежом образование детей стало самым большим вызовом. Как совместить обучение в новой стране с украинской программой? Как не дать ребенку забыть родной язык, когда друзья в школе говорят на польском или немецком?
Мои друзья, коллеги, представители нашей Ассоциации — вынужденные переселенцы — признаются: адаптироваться к новой жизни сложно. Поиск работы, жилья, изучение языка занимает много сил и времени. Но самое сложное — «сохранить» Украину в ребенке. И здесь могут помочь субботние школы: образовательные центры, которые помогают нашим детям держать связь с Украиной. Через язык, историю, песню.
Но реальность такова, что эти школы не охватывают всех детей. По данным Счетной палаты, более 900 тысяч украинских школьников сегодня учатся в системах образования европейских стран. Вместе с тем функционирует всего около 500 субботних и воскресных школ. Чтобы охватить хотя бы большинство детей, нужно как минимум 850 таких заведений.
Из-за этого имеющиеся школы переполнены. Во многих странах Европы украинские дети учатся в классах, где мест не хватает даже для половины желающих.
Об этой проблеме я совсем недавно говорила публично в лице представителей МОН — во время дискуссионного форума «Молодежь удержать нельзя отпустить». Тогда я подчеркивала, что субботние и воскресные школы не закрывают потребности всех украинских детей за границей, а государство пока не создало системной поддержки для таких заведений.
По моему глубокому убеждению еще не поздно и крайне необходимо:
- разработать четкий алгоритм действий
- предусмотреть государственное финансирование таких школ,
- инициировать создание образовательных хабов при посольствах,
- обеспечить доступ детей за рубежом к украинским учебникам (которых очень не хватает! и приобрести из-за границы еще тот вызов)
- обеспечить официальное признание труда наших учителей за рубежом.
Ведь сейчас реальность выглядит по-другому. Учителя работают в основном на энтузиазме, при поддержке местных общин и фондов, а родители сами ищут и помещение, и учебники, и другие образовательные материалы.
Возможно, вы будете удивлены, но приобрести украинские книги для обучения — это отдельный вызов: из европейских карт это сделать практически невозможно, поэтому семьи ищут любые способы «обойти» технические барьеры, чтобы ребенок имел возможность учиться на родном языке.
И, самое обидное: пока Украина не создала системной поддержки своих школ, российские образовательные центры активно заполняют эту нишу — предлагают бесплатное образование, комфортные условия. Есть уже случаи, когда украинские дети посещают такие заведения параллельно, и это — опасная тенденция. Это фактически наш проигрыш в гибридной войне врагу.
Несмотря на все, есть некоторые и положительные сдвиги. В июне Кабинет Министров Украины утвердил документ, который признает результаты обучения детей за рубежом и позволяет официально зачислять их в наших школах. В нем также предусмотрено, что учителям, которые работают в украинских школах за пределами страны, засчитывается педагогический стаж. Это важный шаг, который поможет детям, живущим и обучающимся за рубежом, без труда возвращаться в украинскую систему образования.
Однако, вызовов все равно остается больше.
По данным Международной организации по миграции, 1,1 миллиона детей уже вернулись в Украину, часто даже в прифронтовые регионы. Но, вернувшись, эти дети сталкиваются с проблемой — огромные пробелы в знаниях. Онлайн-уроки не могут заменить живого обучения, а программы европейских школ отличаются от украинских. Роль субботних школ здесь бесценна — они становятся мостиком между двумя системами, помогают детям не потеряться и легче адаптироваться после возвращения.
Я знаю, что общины за рубежом часто самостоятельно ищут финансирование, помещения, учебники, педагогов. И все же они не сдаются. Потому что понимают: каждый урок украинского — это не просто грамматика, это инвестиция в будущее. В тот день, когда эти дети вернутся домой, они смогут строить Украину, не забыв, кто они есть.
Недавно я имела честь принять участие в открытии Образовательной академии во Львове, где более 160 педагогов из 28 стран мира собрались, чтобы говорить об образовании украинских детей за рубежом. И там я в очередной раз убедилась: наши учителя, где бы они ни работали — в Копенгагене, Вене или Черкассах, — держат общий фронт.
Они не позволяют украинскому языку и культуре раствориться среди других.
Именно через образование мы закладываем фундамент сильного государства. И этот фундамент сегодня стоит не только в школах наших городов, но и в маленьких субботних классах за тысячи километров от дома. Пока звучит украинский язык на уроках в Мадриде, Варшаве или Риме — существует Украина в сердцах наших детей. И поэтому поддержка таких образовательных центров должна стать не благотворительным жестом, а сознательной государственной политикой. Потому что речь идет не просто об обучении, а о будущем нации.