Микромобильность на паузе: почему Uklon не договорился с Jet на рынке е-самокатов

3 ноября 21:35

Uklon рассматривает выход на рынок проката электросамокатов, но M&A-сделка с Jet затормозилась из-за разногласий в оценке актива. Об этом сообщает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на Forbes Ukraine.

По данным двух осведомленных менеджеров, переговоры, стартовавшие весной 2025 года (после приобретения Uklon «Киевстаром» за 155,2 млн долларов), пока приостановлены: стороны не сошлись в цене. По оценкам участников рынка, Jet ожидал 12-15 млн долларов, тогда как Uklon был готов заплатить 8-10 млн. Обе компании официально ситуацию не комментируют.

Зачем Uklon самокатный сервис

Интерес Uklon к самокатам логичен на фоне конкуренции: эстонский Bolt, главный соперник на рынке райд-хейла, уже развивает прокат микромобильности в Киеве и других городах. Вдобавок международные игроки в целом сдержаны в отношении инвестиций в Украину во время войны, что создает «окно возможностей» для локальных операторов.

Весной в приложении Uklon проводил опрос о частоте пользования новыми сервисами, а в прошлые годы компания изучала партнерства с прокатчиками: в 2021-м были разговоры с Jet о коллаборации, перед полномасштабным вторжением — о сотрудничестве с Kiwi. Тогда бизнес-кейс не сошелся.

Профиль Jet: покрытие, пользователи, экономика

Jet работает по франшизной модели в 42 городах Украины и фокусируется исключительно на внутреннем рынке. По официальным данным компании, база зарегистрированных пользователей превышает 1,4 млн, а 750 тыс. из них совершили как минимум одну поездку в 2025 году. Средний чек в столице около 56 грн, в регионах — около 35 грн.

По оценкам собеседников, в 2023 — 2024 годах выручка Jet удвоилась и прибавила еще около 25% в 2025-м. В то же время часть экспертов ставит под сомнение потенциал дальнейшего масштабирования: при наличии около 10 тыс. самокатов и широкого покрытия расти труднее, а мультипликаторы, к которым стремится Jet, больше соответствуют стадии агрессивного роста стартапов, чем бизнесу с уже сформированной сетью.

Читайте также: Uklon бросает вызов FlixBus и запускает перевозки по Европе

Почему сделка «зависла»: оценка и перспектива роста

Ключевая причина паузы — разрыв в оценках. Продавец апеллирует к быстрому росту выручки, большой базе пользователей и географии. Потенциальный покупатель смотрит на сезонность, капиталоемкость, конкуренцию с Bolt и ограниченное пространство для масштабирования после охвата десятков городов. В таких условиях Uklon не готов платить премию, свойственную «гиперрастущим» активам, если не видит четкой траектории дальнейшего расширения маржи и парка.

Рыночный контекст: окно для локальных и синергия с райд-хейлом

Полномасштабная война снизила инвестиционную активность глобальных операторов микромобильности, поэтому локальные игроки получили шанс расширить долю. Для Uklon синергия очевидна: единая карта, оплаты и лояльность, перекрестные предложения между такси и самокатами, а также оптимизация пиковых нагрузок (короткие «последней мили» — самокаты, длинные поездки — авто). В то же время юнит-экономика зависит от плотности размещения, вандализма, стоимости запчастей и батарей, тарифной политики городов и инвестиций в перезапуск парка в начале сезона.

Компромисс или альтернатива: какой сценарий возможен для Uklon

У компании фактически два варианта развития: вернуться к переговорам с Jet и найти компромисс по стоимости или переключиться на другие локальные цели. На рынке называют среди потенциальных альтернатив львовский E-wings и киевскую «Зелектру». Источники предполагают, что стратегия микромобильности для Uklon останется приоритетной, а конкретные шаги могут появиться до старта нового «самокатного сезона».

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

Чем этот кейс важен для бизнеса

Для инвесторов и рынка важно, какую модель выберет Uklon: покупку готового оператора с масштабом и франшизной сетью или поэтапный запуск собственного сервиса в выбранных городах. На ценообразование будут влиять динамика спроса, конкуренция с Bolt, регуляторные правила городов, а также доступ к капиталу на обновление парка. На фоне паузы с Jet факт остается неизменным: спрос на короткие городские поездки есть, а «окно возможностей» для локальных игроков все еще открыто.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают