Провал защиты: попытка Кремля спасти «АвтоВАЗ» лишь ускорила захват рынка иномарками

21 ноября 17:07

Российский автогигант «АвтоВАЗ», основной производитель автомобилей Lada, переживает глубокий кризис продаж в 2025 году. Об этом пишет издание «Новая газета», передает «Коммерсант Украинский».

По оценке главы компании Максима Соколова, продажи упали на четверть по сравнению с 2024 годом, составив всего около 370 тысяч единиц (включая экспорт).

Кризис произошел даже на фоне попыток Кремля ввести защитные тарифы, что лишь ускорило замещение российских автомобилей китайскими.

Наиболее показательным является то, что спад продаж Lada произошел вопреки прямым правительственным усилиям поддержать отечественного производителя:

  • Отложенная помощь: В октябре правительство планировало ввести новые, резко увеличенные тарифы утилизационного сбора (утилизационного сбора) на импортные автомобили. Это должно было бы сделать иномарки значительно дороже и стимулировать спрос на Lada.
  • Эффект бумеранга: Из-за общественного протеста тарифы дважды переносили. Этот период неопределенности спровоцировал, наоборот, всплеск импорта, поскольку россияне стремились успеть приобрести иномарки по старым ценам. Таким образом, государственная попытка защитить «АвтоВАЗ» создала идеальные условия для конкурентов.

В результате, доля автомобилей Lada на внутреннем рынке сократилась с 25% до 20% за первые 10 месяцев 2025 года.

Стратегическое замещение Китаем

Падение продаж «АвтоВАЗа» является прямым следствием выхода западных компаний (например Renault, который ранее контролировал завод) и санкций, ограничивших доступ к ключевым технологиям.

Ситуацией немедленно воспользовался китайский автопром. Китайские бренды, которые не имеют никаких моральных или политических ограничений по работе в России, агрессивно захватывают освободившиеся ниши.

  • «Отверточное производство»: Китайские компании активно открывают на территории РФ так называемое «отверточное производство » — сборка автомобилей из готовых комплектов.
  • Поддержка Кремля: Эта тенденция поддерживается российскими властями, поскольку она обеспечивает регионам новые рабочие места и дает российским специалистам доступ к новым (китайским) технологиям. Фактически, Москва обменивает суверенитет в ключевой промышленности на иллюзию занятости.

Социальные и экономические последствия

Кризис продаж уже имел прямые последствия для десятков тысяч работников «АвтоВАЗа» и смежных предприятий:

В сентябре «АвтоВАЗ» перевел производство на сокращенную четырехдневную рабочую неделю, которая может длиться до шести месяцев.

На фоне снижения зарплат рабочие завода, где работает около 40 тысяч человек, массово увольняются.

Марина Максенко
Редактор

Сейчас читают