Законопроект о мобилизации — спасение…">

Законопроект о мобилизации — спасение фронта или политическая игра власти? Что известно перед вторым чтением

11 марта 2024 14:56
ЭКСКЛЮЗИВ

В начале февраля Верховная Рада приняла законопроект о мобилизации в первом чтении. Сроки второго чтения несколько раз переносились. Депутаты завалили документ поправками — их было зарегистрировано около 4 тысяч. Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что рассмотрение документа в сессионном зале парламента должно состояться на этой неделе, то есть с 11 по 16 марта.

Цель авторов законопроекта о мобилизации: упорядочить действующие механизмы пополнения вооруженных сил, установить справедливость в распределении обязанности по защите страны среди военнообязанных, исправить ситуацию, когда часть годных к службе находится в тылу, а другие два года без замены участвуют в боевых действиях. Первый вопрос, который невольно возникает при чтении законопроекта — исчерпаны ли правовые механизмы, которые на сегодня есть у Президента и Правительства?

Закон о мобилизации — не о пополнении ВСУ

Опрошенные Коммерсантом украинские эксперты считают, что до сих пор власть неэффективно использовала имеющийся инструментарий. Поэтому принятие закона о мобилизации не стоит воспринимать как решение проблемы с пополнением Вооруженных Сил Украины.

Несколько депутатов профильного комитета публично подтвердили: Рада будет рассматривать законопроект во втором чтении во второй половине марта. Депутат профильного комитета Федор Вениславский в комментарии Коммерсанту украинскому отметил ориентировочный срок проработки поданных поправок, а их 4 тысячи — 25 марта.

«Думаю, числа до 20-25 Комитет потенциально может завершить рассмотрение поправок и с выводом внести на рассмотрение Верховной Рады»,

— сказал депутат Вениславский.

И хотя лидер фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заверил, что Рада начнет рассмотрение законопроекта уже на текущей неделе, уже понятно, что раньше апреля закон не заработает. Оценить и проголосовать 4 тысячи поправок, даже отсортированные и разделенные на 16 блоков, за один-два дня вряд ли удастся. Пока что публично обсуждаются те предложения, которые носят откровенно репрессивный характер. Тот же Арахамия упомянул о праве на освобождение от мобилизации инвалидов всех групп и праве не быть призванным одного смотрителя за родственником-инвалидом — их планируют сохранить. Бронь от мобилизации также планируют оставить для аспирантов всех форм обучения, на чем ранее настаивал депутат от той же фракции Егор Чернев.

Авторы законопроекта не объясняют, увеличится ли количество защитников на фронте после его принятия. Речь идет, скорее, о наведении порядка в использовании человеческих резервов и об уменьшении количества беглецов, которые уклоняются от мобилизации. По приблизительным подсчетам, которые неоднократно публиковали СМИ, 1 миллион мужчин по состоянию на январь 2024 года служат в Вооруженных Силах Украины. Это 11% всех военнообязанных. Почти 3 млн мужчин остались на оккупированных с 2014 года территориях. Еще около миллиона граждан — за рубежом, не менее 1,5 млн имеют инвалидность.

«Целевая аудитория» законопроекта — 950 тысяч мужчин, которые находятся на налоговом учете, но никто не знает где они и чем занимаются. Депутат профильного комитета Федор Вениславский подчеркнул: принятие закона не будет означать, что воевать пойдут все. Но дискуссии народных избранников преимущественно о репрессивных мерах, которые имеют целью наказывать уклонистов. Больше всего говорят о целесообразности ограничения прав тех, кто подлежит призыву, но избегает своего долга защищать страну.

Министр юстиции Денис Малюська подстраховался от возможных упреков заявлением, что не видит в предложенных репрессивных мерах нарушения конституционных прав граждан. Это заявление вызывает удивление, поскольку Конституция и закон о мобилизации предусматривает ограничение прав граждан при необходимости в условиях военного времени. Поэтому выбирая инструменты принуждения в отношении уклонистов, парламент должен руководствоваться принципом целесообразности. Много споров у депутатов вызвали предложения запретить уклонистам управлять автомобилем и арестовывать банковские счета. В качестве альтернативы ареста счетов рассматривают штрафы.

Граница — на замке

Особое возмущение сограждан вызывают те, кто с фальшивыми документами выехал за пределы Украины и теперь недосягаем для украинской власти. Чтобы перекрыть путь другим желающим выехать из страны и избежать мобилизации, предлагается обязать выезжающих из Украины мужчин при пересечении границы предъявлять военный билет с отметкой о снятии с учета или признании непригодным к военной службе. Тем не менее, такие требования неоднократно приходилось слышать на границе и раньше: если у служащих Госпогранслужбы возникали сомнения в подлинности решений военно-врачебных комиссий (ВВК) и других документов, которые подтверждали право на выезд.

ГПСУ и СБУ совместно ловят беглецов из страны

Хотя бывает и наоборот: нередки случаи, когда снятый с воинского учета предъявлял пограничникам военный билет с той самой отметкой, в которой указан номер статьи перечня болезней, но сотрудники Госпогранслужбы требовали решение ВВК. И мужчин отправляли домой проходить комиссию. И в дополнение к штампу в военном билете получать решение ВВК. Андрей Д. из Чернигова рассказал Коммерсанту украинскому как на пункте пропуска «Староказачье» Белгород-Днестровского пограничного отряда (Одесская область) ему отказали в пересечении границы с Молдовой.

Ехал в Кишинев, встретить знакомых в аэропорту. В военном билете у меня на то время уже три года был штамп о признании непригодным к службе из-за онкологического заболевания. Но не пропустили, вручили официальный отказ. Специально звонил на горячую линию ГПСУ с этой проблемой. Мне ответили, что имею законное право на выезд из Украины. Было два варианта: обжаловать решение начальнику пограничного отряда или сразу в суд. Дело могло затянуться на месяцы. Поэтому я решил попробовать на другом пункте пропуска, поехал в Черновцы и там без проблем выехал,

— сказал мужчина, признанный непригодным к службе в военное время.

Другой вариант побега уклонистов из страны: оформление волонтерских документов и выезд якобы за гуманитарной помощью. Но на второй год войны это почти нереально, говорит волонтер, председатель общественной организации Александр Т. Он с начала большой войны пригоняет автомобили из Польши и Германии для военных.

«Если еду я сам, меня знают, у меня уже большая история поездок, то, скорее всего, пропустят. Ведь каждый раз я возвращаюсь. И мне нет оснований не доверять. А вот если сейчас, на третьем году войны, кто-то попытается выехать впервые — это будет очень сложно. Знаю одного молодого волонтера, который имел все необходимые бумаги для выезда, и ему трижды отказали»,

— сказал Коммерсанту украинскому опытный волонтер.

Эти и другие подобные истории свидетельствуют: в деле контроля за пересечением границы потенциальными уклонистами слишком много зависит от человеческого фактора. И изменения в законодательство о мобилизации вряд ли это изменят.

Закон или мотивация?

Военный эксперт Павел Лакийчук необычное количество поправок к законопроекту воспринимает как свидетельство того, что сами депутаты парламента являются «уклонистами», потому что это выглядит как попытка заболтать законопроект. Он настаивает, что большинство существующих проблем с мобилизацией можно было решить значительно быстрее, не дожидаясь принятия закона.

«Верховный главнокомандующий имеет полномочия, чтобы часть вопросов решить единолично, часть вопросов решает Кабмин. Мобилизация, ее выполнение — не компетенция законотворцев, Рада определяет лишь принципы мобилизационной работы»,

— сказал эксперт Коммерсанту украинскому

А военный эксперт Олег Стариков считает, что проблема сейчас не столько в количестве людей на фронте, сколько в мотивации:

«Проблем в начале войны не было, а потом возникло что-то, что изменило ситуацию… Мы ведем справедливую войну, на нас напал агрессор. Так что нас должны защищать высокомотивированные люди. Будут ли такими мобилизованные?»

Он считает, что нынешняя власть зря игнорирует военно-патриотическое воспитание и финансовое поощрение тех, кто может и обязан защищать страну.

Наведение порядка в государственных финансах, и, как следствие, увеличение денежного обеспечения военнослужащих могут иметь значительно более мощный эффект для успешного ведения войны, чем законопроект о мобилизации и многочисленные правки к нему. Как альтернативный вариант действующей системе принуждения сами военные называют рекрутинговые центры. Но в стране их пока единицы.

Автор: Анвар Деркач

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают