Цена кредита: что должна сделать Украина, чтобы получить от МВФ 8 миллиардов долларов

28 ноября 18:57

Международный валютный фонд соглашается снова поддержать Украину кредитными миллиардами, но, как всегда, при условии выполнения немалого количества требований. Насколько они обоснованы и насколько могут быть результативными — выяснял «Коммерсант Украинский».

«Знак доверия», — так один из собеседников издания охарактеризовал факт продолжения сотрудничества страны с МВФ. Этот «знак доверия» имеет для Украины свою цену, которую можно рассчитывать по-разному.

С одной стороны, это и те более $8 млрд, которые Украина должна получить в рамках новой программы, и те еще не зафиксированные, но такие нужные миллиарды, которые могут поступить от международных финансовых организаций, в частности ЕБРР, Всемирного банка, и зарубежных государств, которые ориентируются на факт сотрудничества конкретной страны с Фондом и его фактическую гарантию, что эта страна не обанкротится.

С другой стороны, для Украины цена такого сотрудничества может измеряться выполнением достаточно большого количества конкретных требований. Большинство из них можно объединить под знаком усиления борьбы с уклонением от уплаты налогов и расширения налоговой базы, то есть тем, что должно помочь наполнять украинский бюджет собственными силами.

Налоговые резервы

Если коротко, то больше всего внимания МВФ сосредоточивает на трех позициях. Во-первых, речь идет о пересмотре льготы на беспошлинный ввоз посылок из-за рубежа — сейчас с тех посылок, стоимость которых не превышает €150, НДС и пошлина не уплачивается. В основном речь идет о посылках с китайских маркетплейсов таких, как Temu и AliExpress.

Для понимания масштабов ситуации. По данным НБУ, в январе-сентябре 2025 года украинцы импортировали посылок на $4,5 млрд, что превысило аналогичный показатель за весь 2024 год. Такие оценки Национальный банк Украины привел в ответ на запрос ЭП. Большинство таких посылок поступило без уплаты налогов. Логично, что в НБУ заявили о поддержке отмены льготы на беспошлинный ввоз посылок. И такая поддержка есть не только со стороны Нацбанка.

Продолжает Илья Несходовский, экономист, руководитель аналитического направления Сети защиты национальных интересов «АНТС»:

«Во время войны фактически дотировать китайского производителя — это абсолютно бессмысленно. И МВФ говорит, что необходимо облагать налогом посылки. Они преимущественно, на 90% идут из Китая. Мало того, они фактически не дают поступлений в государственный бюджет в виде налогов, поскольку существует льгота. Во-вторых, это одна из схем контрабанды, когда якобы получает человек, а на самом деле существует определенный бизнес по получению соответствующих товаров. И при этом снижается соответствующая стоимость. Здесь также имеет место абсолютно нездоровая конкуренция внутри страны, когда товар китайского производителя просто поступает без уплаты налогов, а украинский производитель должен платить полную сумму налогов. Поэтому это правильная и нужная инициатива. Также одобрительно отношусь к введению налогообложения через цифровые платформы. Так же это касается и тех, кто сдают квартиры через Booking, и тех, кто предоставляют услуги такси и тому подобное. То есть это нормально, при том что там есть льготное налогообложение», — отмечает эксперт.

Собственно, это вторая важная позиция среди требований МВФ. Она предусматривает налогообложение доходов тех, кто пользуется цифровыми платформами такими, как Bolt, Uklon, Glovo, Booking, OnlyFans или OLX. Сейчас граждане, которые зарабатывают через эти цифровые платформы, должны сами декларировать доходы и платить с них налоги. Но они это часто «забывают» делать. Поэтому налоговой должны предоставить доступ к информации об этих доходах, чтобы она могла все проконтролировать и обложить налогом.

Третье требование касается отмены льгот при регистрации плательщика налога на добавленную стоимость. Планируется ввести НДС для физических лиц-предпринимателей, которые декларируют более 1 миллиона гривен годового дохода. И вот здесь не все так однозначно, поскольку предполагается, что такие изменения могут навредить мелким предпринимателям, которые работают на упрощенной системе налогообложения.

Экономист Илья Несходовский, к примеру, не уверен в том, что порог регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость будет снижен. Он также опасается, что подобные коррекции приведут к закрытию бизнесов или их дроблению.

А в Альянсе региональных объединений малого бизнеса внимательно прочитали пресс-релизы МВФ и считают, что требование Фонда касается, прежде всего, эффективности и прозрачности системы НДС, а не пересмотра упрощенки.

«ФОПы на упрощенной системе налогообложения не должны почувствовать изменений, потому что их эти правила не охватывают. В рекомендациях МВФ речь идет о пересмотре общих льгот в системе НДС, в частности специальных режимов, отсрочек, освобождений и исключений, которые позволяют отдельным категориям бизнеса не регистрироваться плательщиками НДС, даже если они работают на общей системе. Это — о расширении базы НДС, а не об усилении фискального давления на малый бизнес. Но у нашего правительства «другой перевод». Правительство начинает пугать ФЛП на упрощенке, которые вообще не имеют отношения к НДС. Опять давление на самых маленьких, а настоящие лазейки остаются неприкосновенными», — отмечают в Альянсе региональных объединений малого бизнеса.

Резервы еще есть

Непокрытая источниками финансирования потребность бюджета на 2026 год исчисляется, как известно, $18-19 млрд. При таких обстоятельствах противодействие разного рода «схематозу» логично. Тем более, что перекрывать есть что. Руководитель аналитического направления Сети защиты национальных интересов «АНТС» Илья Несходовский рассказал, что он и его коллеги встречались с представителем МВФ, где обращали внимание на то, что в Украине существует достаточно большое количество схем избежания налогообложения.

«Это вопрос акцизов, в частности, на табак, где более трети продукции находится непосредственно в тени. Это вопрос алкоголя, там также значительная часть налогов теряется. Третий момент, это вопрос торговли бензином, и там где-то примерно более 10 миллиардов потерь бюджета. Также акцентировали внимание на тех схемах, которые сейчас существуют в игорном бизнесе. И, соответственно, МВФ прямо дает рекомендацию правительству по усилению борьбы с различными схемами», — отмечает эксперт.

В Альянсе региональных объединений малого бизнеса также указывают на существующие резервы бюджета.

«В проекте бюджета-2026 правительство закладывает расходы, которые легко сократить: речь о непонятных проектах, дорогах, увеличенных расходах на чиновников, телемарафоне, коммуникациях, лишних программах. Это 80% того, что МВФ дает Украине на год. МВФ просит экономить, а правительство продолжает тратить», — отмечают предприниматели.

Собственно, формально изменения в проекте бюджета еще возможны. В парламенте документ во втором чтении и в целом еще не проголосован. Между тем, принятие бюджета на 2026 год называется одним из условий для согласования кредита МВФ. Также в Фонде перед тем, как окончательно дать «добро» на сделку, скорее всего, захотят увидеть какие-то шаги в направлении заявленных ориентиров.

К примеру, принятие парламентом закона, который поспособствует налогообложению доходов тех, кто пользуется цифровыми платформами. Тем более, что соответствующий законопроект уже наработан. Но это еще не все.

Есть мнение, что МВФ захочет дождаться подтверждения, что с внешним финансированием Украины в следующем году все будет нормально. И гарантией для этого может стать, например, принятие Евросоюзом решения о предоставлении Украине так называемого репарационного кредита.

Автор: Сергей Василевич

Марина Максенко
Редактор

Сейчас читают