Украинская молодежь теряет студенческую жизнь: в КНУ рассказали о вызовах поколений и «миграции образования»
26 сентября 11:32
Проблема «тихой миграции» студентов напрямую связана не только с войной, но и с отсутствием веры в украинское образование. Об этом сказала председатель Студенческого парламента КНУ имени Тараса Шевченко Соломия Орленко во время II панели форума «Молодежь удержать нельзя отпустить», организованного изданием
Она напомнила, что именно благодаря ВНО смогла поступить в престижный университет, хотя выросла в маленьком городке:
«Я была ребенком из простого городка, который мечтал о КНУ. И только благодаря ВНО эта мечта осуществилась. Если бы этих экзаменов не было — я бы потеряла шанс»
Разные поколения студентов — разные вызовы
По словам Орленко, нынешние абитуриенты кардинально отличаются от тех, кто поступал до войны:
- студенты «довоенного набора» имели офлайн-обучение и развитые социальные навыки;
- «ковидное поколение» потеряло часть коммуникации из-за изоляции;
- нынешние первокурсники, которые поступали во времена полномасштабного вторжения, вообще лишены нормальной студенческой жизни.

«Эти дети не знают, что такое студенческая жизнь. Они не умеют коммуницировать, им страшно делать выбор и еще страшнее — менять его», — отметила Орленко.
Почему молодежь уезжает
Война и вопросы безопасности — главная причина выезда студентов за границу. В то же время спикер подчеркнула, что тренд «европейское образование престижнее» существовал еще до вторжения:
«Мы до сих пор слышим: «Я учился в топ-школе Европы или США» — и это звучит значительно круче, чем диплом украинского университета. Этот тренд нужно ломать»
Четыре типа студентов и задачи университетов
Орленко выделила четыре группы молодежи:
- Ученые, которые стремятся делать исследования.
- Практики, которые хотят знаний для работы.
- «Инерционные студенты», которые остаются в университете только «потому что так надо».
- Те, кто получает второе образование.
По ее мнению, университеты должны создавать условия для всех этих категорий. Если этого нет — студенты выбирают академическую мобильность за рубежом и часто не возвращаются.
Орленко подчеркнула: молодежь не убегает от Украины, а ищет пространство для реализации.
«Мы не уехали бы, если бы здесь были возможности. Мы хотим строить свое будущее дома, но университеты и государство должны доказать, что украинское образование не хуже иностранного», — пояснила Соломия Орленко.
Спикер также оставила в речи риторический вопрос: каким образом нам сделать так, чтобы молодежь наконец поверила в украинское образование?
Итак, война, ковид и отсутствие коммуникационных навыков создали новые вызовы для студенческих поколений. В то же время тренд на «престижность» иностранного образования подталкивает к оттоку абитуриентов. Чтобы остановить «тихую миграцию», университеты и государство должны не только говорить о перспективах, а реально создавать условия для развития — от науки до практики. Ведь молодежь готова оставаться, если будет чувствовать ценность и силу украинского образования.
Как писал