«Укрэнерго» считает расходы и предлагает повышать тарифы: кто это почувствует больше всего
5 ноября 16:52
Промышленным потребителям электроэнергии нужно готовиться к новому повышению тарифов. Очередной «подарок» им подготовили в «Укрэнерго». Почему растут тарифы и кто эти изменения почувствует — выяснил «Коммерсант Украинский».
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), одобрила тариф НЭК «Укрэнерго» на передачу электроэнергии в 2026 году в размере 786,74 грн/МВт-ч (без НДС), что на 14,6% выше действующего тарифа.
Кроме того, НКРЭКУ планирует увеличить тариф на диспетчеризацию на 11,3% — до 110,15 грн/МВт-ч.
Почему же пересматриваются эти тарифы?
На этот вопрос отвечает Дарья Орлова, аналитик рынка электроэнергии агентства ExPro.
«Тарифы на передачу электроэнергии и на диспетчеризацию — это тарифы оператора системы передачи «Укрэнерго», которые пересматриваются ежегодно. Аналогично ежегодно пересматриваются и тарифы для местных облэнерго. Этот процесс, думаю, тоже скоро начнется. В данном случае речь идет о пересмотре расходов «Укрэнерго» и приблизительный прогноз — сколько нужно будет на следующий год. Это может также скорректировать ситуацию с долгами. Если будет заложено мало, то долги перед производителями из ВИЭ по «зеленому» тарифу будут расти. Если заложат сумму, которая будет соответствовать затратам, то долги не будут накапливаться. То есть от того, насколько будет дофинансирован тариф «Укрэнерго» на следующий год, зависит и долговая ситуация в украинском энергетическом секторе», — объясняет Дарья Орлова.
Наибольшую долю в тарифе на передачу занимает объем специальных обязанностей по обеспечению увеличения доли производства электроэнергии из альтернативных источников энергии — 358,11 грн/МВт-ч.
Всего на электроэнергию для промышленной ВИЭ-генерации и СЭС домашних хозяйств планируется потратить 33,8 млрд грн, соответственно 24 млрд грн и 9,7 млрд грн. В 2025 году закладывали почти 32,2 млрд грн — то есть плюс 1,6 млрд грн.
Предусмотрели в «Укрэнерго», помимо прочего, и увеличение расходов на заработную плату — с 3,3 млрд грн до 3,9 млрд грн. В то же время средства на возврат кредитов в 2026 году планируются в меньшем объеме, чем в 2025-м — 3,8 млрд грн против 4,3 млрд грн.
Кстати, суммы, предусмотренные на ремонты, хоть и вырастут, но существенно уступают двум только что упомянутым позициям: с 0,6 млрд грн в нынешнем году до 0,76 млрд грн в следующем.
Кто же почувствует этот рост расходов и, соответственно, повышение тарифов?
Как объясняет Дарья Орлова, тариф на диспетчеризацию больше касается операторов систем распределения и производителей электроэнергии. По ее словам, этот тариф достаточно специфический и на него не так обращают внимание. В отличие от тарифа на передачу электроэнергии, где главным плательщиком является промышленность.
«Это история для промышленности. Они имеют тариф на передачу электроэнергии в структуре конечной цены. Но доля тарифа на передачу не так велика. Если, условно, сейчас разница между тарифом на 2025 год и тарифом на 2026 год около 100 гривен, а стоимость электроэнергии для бизнеса в целом составляет около 10 тысяч гривен, то это не такая колоссальная разница. Это повышение тарифа на 14%, но это не означает, что конечная цена электроэнергии вырастет на 14%», — отмечает специалист.
Другое дело, что подобное повышение тарифов и цен — не первое и не последнее.
Неудивительно, что представители промышленности, которые присоединились к обсуждению на заседании регулятора, высказались против.
Они, в частности, подчеркивали, что металлургическая отрасль также несет убытки, в частности из-за стоимости электроэнергии, которая в себестоимости продукции достигает почти 50%.
Звучало предложение на время военного положения заморозить тарифы, а в качестве аргумента — нарушение рыночной логики, когда увеличение тарифов планируется в условиях падения потребления.
В ответ глава НКРЭКУ Юрий Власенко заявил, что «Укрэнерго» нужно восстанавливаться, и вопрос замораживания тарифа не рассматривается.
Почему представители промышленных предприятий выступают против — объяснил Станислав Зинченко, директор GMK Center, глава Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации:
«Каждый представитель государственной монополии либо уже повысил тарифы, либо собирается это сделать. И каждый говорит, что это «для выживания», «для прибыльности», и что сумма небольшая. Мол, для предприятий это не так много. Но если все вместе это делают — для промышленности это постоянный тренд на повышение себестоимости и затрат. Я знаю, что все бизнес-ассоциации выступили против. Они отмечают, что тарифы должны быть экономически обоснованными. По их мнению, передача электроэнергии должна стоить не более 730 грн/МВт-ч, а диспетчеризация — не выше 100 грн/МВт-ч«, — отмечает Зинченко.
Специалист также не понимает, почему государственные монополии должны быть в привилегированном положении.
«Не понимаю, почему именно государственные предприятия должны быть прибыльными. Они — обслуживающие структуры и должны работать на стабильность системы. Бизнес же, который является основным налогоплательщиком и обеспечивает рабочие места, вынужден работать «в минус» и закрываться. Это не концепция сосуществования для выживания, а концепция паразитирования: государственная монополия повышает тарифы — у нее все хорошо, а бизнес сокращает активность. Но тогда возникает вопрос: с кого госмонополия будет брать деньги, если предприятия будут сокращать потребление?» — добавляет эксперт.
Зинченко также отмечает необходимость создания государственных инструментов поддержки энергоемких и экспортно ориентированных отраслей украинской экономики.
Что касается решения регулятора о пересмотре тарифов «Укрэнерго», то перед окончательным принятием оно еще должно пройти этап общественного обсуждения. Для этого уже одобренный 4 октября проект постановления НКРЭКУ должен быть размещен на официальном сайте комиссии.
Кстати, как сообщил на заседании регулятора член правления «Укрэнерго» Иван Юрик, представленные расчеты построены на фактических показателях за шесть месяцев 2025 года, и компания будет работать с регулятором по уточнению показателей на базе девяти месяцев.
То есть изменения возможны — вопрос лишь в том, в какую сторону: уменьшение или увеличение тарифов.
Автор: Сергей Василевич