Закон о лоббировании официально заработал: что должен учесть бизнес

2 сентября 07:58

С 1 сентября 2025 года в Украине вступил в силу Закон №3606-IX «О лоббировании». Отныне любая деятельность, которая подпадает под определение «лоббирование», возможна только после предварительной регистрации в Реестре прозрачности Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Как сообщает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на Европейскую Бизнес Ассоциацию (ЕБА), новое законодательство кардинально меняет правила взаимодействия бизнеса с органами власти.

Напомним, Верховная Рада 23 февраля 2024 года приняла в целом как закон законопроект Кабмина о добропорядочном лоббировании 10337. Согласно ему деятельность общественных активистов не является лоббизмом. Субъекты адвокации, в том числе, общественные активисты, не попадут в Реестр прозрачности, куда будут вноситься данные о субъектах лоббирования.

Действие закона не распространяется на представительство внешнеполитических интересов дипломатическими учреждениями, на деятельность медиа, а также политические партии.

Также действие закона не распространяется на деятельность, связанную с привлечением, использованием, мониторингом, предоставлением и использованием международной технической помощи, реализацию проектов и программ международной технической помощи.

Не будет считаться лоббированием адвокация, а также деятельность, которая ограничивается реализацией права на мирные собрания, участием в публичных консультациях и тому подобное.

Что такое лоббирование

Лоббирование — это влияние бизнеса или отдельных лиц на органы власти с целью продвижения собственных интересов. Оно может осуществляться как законным, так и нелегальным способом. Основная цель — способствовать принятию решений, законов или нормативных актов, которые принесут коммерческую выгоду.

Чтобы этот процесс был прозрачным и не вредил общественным интересам, во многих странах действует специальное законодательство, которое определяет:

  • что можно продвигать;
  • кто имеет право это делать;
  • каким образом происходит лоббирование;
  • какую отчетность следует вести;
  • какие наказания предусмотрены за нарушения.

Определение лоббирования в украинском законе

Согласно Закону Украины № 3606, лоббирование — это деятельность, направленная на влияние (или попытку влияния) на объект лоббирования в коммерческих интересах бенефициара за вознаграждение или в собственных интересах лица.

Кто такой лоббист?

Лоббист — это физическое или юридическое лицо, которое является посредником между теми, кто имеет коммерческий интерес, и теми, кто принимает решения. Лоббист может участвовать в разработке законопроектов и взаимодействовать с:

  • органами государственной и местной власти;
  • украинскими и иностранными компаниями (кроме государства-агрессора);
  • физическими лицами или их группами.

Главное условие — продвижение должно иметь коммерческую выгоду, а не общественную цель.

Что не считается лоббированием?

К лоббированию не относится:

  • личное представление интересов бизнеса без посредников;
  • деятельность общественных и неприбыльных организаций;
  • адвокация общественно важных вопросов;
  • работа дипломатов, адвокатов или медиа.

Как работает система лоббирования в Украине?

Для легального лоббирования необходимо:

  • подавать отчеты каждые полгода, где указываются как полученные средства, так и все формы взаимодействия с органами власти (встречи, переписка, участие в мероприятиях).кий имеет подписанный договор на лоббирование. Лоббист каждые полгода должен подавать отчеты не только о полученных за работу — лоббирование — деньги, но и о проведенных им встречах или других формах общения с представителями власти.
  • быть внесенным в Реестр прозрачности НАПК;
  • заключить официальный договор на предоставление лоббистских услуг;
  • подавать отчеты каждые полгода, где указываются как полученные средства, так и все формы взаимодействия с органами власти (встречи, переписка, участие в мероприятиях).

Что меняется для бизнеса?

Новый закон предусматривает:

  • обязательную регистрацию лоббистской деятельности;
  • четкие правила коммуникации с госорганами;
  • регулярную подачу отчетов;
  • санкции в случае нарушения норм.

Для предпринимателей это означает необходимость пересмотра подходов к коммуникациям с властью и усиление внутреннего контроля за любой формой лоббирования.

Штрафы за нарушения

Законом №3620-IX об ответственности за нарушения в сфере лоббирования КУоАП дополнен новыми статьями 188-46-1 и 188-46-2, которые будут предусматривать установление административной ответственности за незаконное осуществление лоббирования и за нарушение законодательства в сфере лоббирования.

КУоАП дополняется новым видом административного взыскания в виде запрета осуществления лоббирования.

Работники Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) смогут составлять протоколы за нарушение правил лоббирования.

Итак, за незаконное осуществление лоббирования лицу будет грозить штраф от 850 до 1700 грн.

Осуществление лоббирования лицом, которое при приобретении статуса субъекта лоббирования не сообщило о наличии обстоятельств, исключающих возможность такого лица быть субъектом лоббирования в соответствии с Законом Украины «О лоббировании», — влечетза собой наложение штрафа от 8500 до 17 тысяч грн.

За нарушение законодательства в сфере лоббирования, а именно непредставление или несвоевременное представление отчета о лоббировании субъектом лоббирования в Реестр прозрачности — будет штраф 850-1700 грн.

Нарушение установленных законом ограничений относительно предмета лоббирования или осуществления лоббирования в коммерческих интересах лица, которое не может быть бенефициаром, или по заказу лица, которое не может быть клиентом, или финансирование лоббирования за счет средств (средств), которые не могут быть источником финансирования лоббирования в соответствии с Законом Украины «О лоббировании», — влекут за собой наложение штрафа от 17 тысяч до 34 тысяч грн.

Субъектом правонарушений в этой статье являются физические лица и руководители юридических лиц, которые в соответствии с Законом «О лоббировании» зарегистрированы как субъекты лоббирования.

Постановление суда о наложении административного взыскания в виде запрета осуществления лоббирования в трехдневный срок со дня вступления в законную силу направляется НАПК для внесения в Реестр прозрачности записи о приостановлении статуса субъекта лоббирования.

Что советует бизнес-сообщество?

Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) предоставила предприятиям ряд практических советов, чтобы избежать нарушений и правильно организовать свою деятельность.

1. Проведите внутренний аудит

Прежде всего, компаниям следует проанализировать свои взаимодействия с государственными структурами:

  • Встречи с чиновниками
  • Переписка
  • Участие в рабочих группах, экспертных мероприятиях
  • Адвокационные кампании

Оцените, не подпадают ли эти контакты под определение «лоббирование». Также стоит проверить наличие лоббистских соглашений — как прямых, так и через консультантов или бизнес-ассоциации.

2. Зарегистрируйтесь в Реестре прозрачности

Закон запрещает осуществлять лоббистскую деятельность без регистрации в Реестре прозрачности НАПК. Поэтому компании и бизнес-ассоциации должны позаботиться о своевременной регистрации.

3. Настройте систему отчетности

ЕБА рекомендует внедрить внутренние процедуры:

  • Назначить ответственных за подготовку отчетов.
  • Вести календарь взаимодействий с государственными органами.
  • Использовать шаблоны для фиксации встреч, мероприятий, писем и других коммуникаций.

4. Соблюдайте этические стандарты

Бизнесу следует избегать любых «серых зон», таких как:

  • Подарки чиновникам
  • Непрозрачная благотворительность
  • Неформальные договоренности

5. Присоединяйтесь к бизнес-ассоциациям

Если компания не имеет достаточных ресурсов для самостоятельного ведения отчетности, стоит рассмотреть возможность консолидации лоббистских усилий через бизнес-ассоциации. Это поможет уменьшить административную нагрузку и риски.

6. Следите за законодательными изменениями

В Закон «О лоббировании» могут быть внесены изменения. В частности, Комитет Ассоциации по лоббированию и прозрачным политикам продвигает принятие законопроектов №13339 и №13340-1, которые предусматривают уточнение сроков, оптимизацию отчетности и отсрочку санкций. До их принятия необходимо придерживаться действующих норм в полном объеме.

7. Организуйте обучение для сотрудников

Особого внимания требуют те работники, которые непосредственно контактируют с государственными органами. Проведите инструктаж и объясните новые правила, ведь теперь каждый контакт может иметь юридические последствия.

Главная рекомендация — действовать открыто и документировать все шаги. Если есть сомнения,
то лучше задекларировать контакт, чем рисковать нарушением.

Будут ли смягчения?

Комитет по лоббированию и прозрачным политикам ЕБА совместно с НАПК и Верховной Радой работает над запуском Реестра прозрачности.

Также бизнес-сообщество продвигает принятие законопроектов №13339 и №13340-1, предусматривающих отсрочку санкций и совершенствование действующих положений.

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают