Биоэтанол в бензине и в законе: к чему стоит готовиться водителям
15 апреля 11:49
С 1 мая 2025 года в Украине вступает в силу новое требование — добавление биоэтанола ко всему бензину, который реализуется на АЗС. Минимальная доля — 5%. Об этом напомнили в Институте исследований авторынка, информирует
Специалисты института вместе с Александром Сиренко, аналитиком консалтинговой компании «НефтеРынок» проанализировали, каких изменений и сюрпризов следует ожидать водителям. Но, прежде всего, объяснили, зачем биоэтанол решили добавлять в бензин.
По словам Александра Сиренко, биоэтанол — это обезвоженный спирт, изготовленный из сельскохозяйственного сырья, в частности кукурузы и пшеницы и польза от его использования будет, во-первых, для экологии, поскольку при сгорании такой бензин выделяет меньше вредных веществ, во-вторых, уменьшается зависимость от импорта нефти, в частности российской, и, в-третьих, использование в бензине биодобавок будет стимулировать внутреннее производство и аграрную экономику.
Кстати, в Польше бензины с биоэтанолом используют уже более 15 лет, в США — еще дольше. А в Бразилии есть бензин, содержащий до 70% спиртовых компонентов.
Да и в Украине с таким бензином уже давно знакомы, поскольку украинские авто уже давно ездят на биоэтанольном бензине, ведь импортный бензин из Европы уже содержал этот компонент. Теперь просто появится официальное требование и регламентированная доля — 5%, с перспективой роста до 10-15%.
Не навредит ли использование такого бензина автомобилю
«Не навредит, — отмечает Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок». — Если автомобиль исправен, произведен после 2005 года (а в большинстве — после 2000) и не имеет конструктивных особенностей, несовместимых с E5″.
Кстати, на большинстве автомобилей есть маркировка на лючке бензобака, где указан допустимый уровень этанола (E5, E10 и т.д.). В европейских и американских авто это давно учтено в конструкции двигателя.
Как констатирует эксперт, уже сейчас некоторые украинские АЗС продают бензины с более высоким содержанием биоэтанола — до 10-20%, и машины спокойно их «переваривают».
Стоит ли что-то делать водителям
Да, констатирует эксперт «НефтеРынка», но немного:
— не добавлять самостоятельно никаких присадок — сети уже закупили нужные стабилизаторы;
— не паниковать, если увидите закрытую АЗС — возможно, там чистят резервуары перед новым топливом;
— первый месяц лучше заправляться на АЗС крупных, проверенных сетей, которые прошли техническую подготовку.
Спирт обладает способностью притягивать воду и вымывать осадки из резервуаров, поэтому все АЗС должны пройти обязательную очистку. Раньше это часто игнорировали — теперь это критически важно.
Как новации повлияют на цену топлива
В настоящее время биоэтанольная смесь дороже, чем обычный бензин (в опте).
Но нефть на мировом рынке дешевеет, крупные трейдеры заранее заключили контракты на смеси и в розницу цена вряд ли вырастет, а по оптимистическому сценарию — даже снизится на 3-5 грн/л.
Как отмечает аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко, биоэтанол — это не страшилка, а логичный шаг в направлении Европы, энергонезависимости и более чистого воздуха.
За несоблюдение требований по биодобавкам в бензине продавцов будут штрафовать
В июне прошлого года Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обязательности использования жидкого биотоплива (биокомпонентов) в области транспорта» № 3769-IX.
Этим законом обновлена статья 14 Закона Украины «Об альтернативных видах топлива», в которой, в частности предусмотрено, что «за несоблюдение требований по отпуску бензинов автомобильных с содержанием нормативно определенной обязательной доли жидкого биотоплива (биокомпонентов) для субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю топливом, установлена ответственность в виде наложения штрафа в размере семи размеров прожиточных минимумов для трудоспособных лиц за каждые 1000 литров полученной для реализации партии бензинов автомобильных». На сегодня эта сумма составляет 21 196 грн за каждые 1000 литров.
Ведение учета содержания жидкого биотоплива (биокомпонентов) в топливе возлагается на Госэнергоэффективность.
Но, как сообщили несколько дней назад в Госэкоинспекции, штрафы к торговцам бензином без биоэтанола пока не будут применяться, поскольку для этого нужна утвержденная форма протокола о соответствующем правонарушении, которой еще нет.
Кроме того, по состоянию на начало апреля Госэнергоэффективности еще не утвердило Порядок администрирования учета содержания биокомпонентов в моторном топливе и его соответствия критериям устойчивости.